Персона

Обыкновенная принцесса

30.09.2011
{Обыкновенная принцесса} Молдавские Ведомости
 
Вдруг семья на самом деле начинает петь: Евгения Симонова и ее старшая дочь, Зоя Кайдановская, ведущая актриса театра им. Маяковского. Поют прекрасно, в два голоса, дуэты из «Пиковой дамы» и «Евгения Онегина», русские романсы, рождественские псалмы на английском языке.
 
Пение переходит в чтение поэзии. Разумеется, Серебряный век. Звучит Северянин, его громкие «Ананасы в шампанском». Зоя вспоминает Тэффи. Ироничный тон сменяется сложным монологом Анны Карениной. Но тут же Евгения Павловна садится за рояль – они с Зоей играют фрагмент из современной пьесы, потом снова поют, на этот раз «Снег идет» Эшпая. Зал робко подпевает.
 
На репетиции Евгения Симонова сама расставляла стулья, помогала двигать рояль. Она очень переживала – вечер практически был импровизацией. Ожидалось, что приедет вся труппа и сыграет полноценный спектакль. Поездка сорвалась.
 
Репетировали с дочерью до последнего момента. И только после выступления Евгения Симонова согласилась на интервью. За этот вечер она многое рассказала зрителям и лично читателям «МВ».
 
Очарованные молдавским вином
 
«Когда мы прилетели утром и поехали по улицам старого Кишинева, сердце ностальгически сжалось. Почти тридцать лет назад я была здесь на гастролях театра Маяковского. В течение месяца мы играли на сценах театров Чехова и Оперы и балета. Это была мощнейшая труппа. Принимали нас невероятно тепло.
 
Кишинев запомнился мне как очень театральный город. Зритель щедрый, но строгий.
 
Правда, мы чуть не оставили здесь половину труппы, благодаря вашему фантастическому вину. Даже сейчас, приехав, я спросила, есть ли «Негру де Пуркарь» и «Рошу де Пуркарь».
 
«И что, никакой надежды?..»
 
«В Кишиневе мы играли пьесу Радзинского «Она в отсутствие любви и смерти». Герой в конце умирает от избиения. Однажды после спектакля ко мне подошли две девочки, на которых пьеса произвела очень сильное впечатление. Обе заплаканные. Одна разговаривать вообще не могла, а вторая говорила с трудом. Она и спросила: «Скажите, пожалуйста, а он действительно умер?». Я растерялась, ответила: «Да». Тогда она добавила дрожащим голосом: «И что, никакой надежды?..».
 
 
«Это же футбол, Женя!»
 
«Как-то гастроли совпали чемпионатом мира по футболу. Трансляция начиналась в десять часов, а спектакль заканчивался в десять пятнадцать. Один из артистов - Александр Парра, заядлый любитель футбола, вызвал меня к себе и сказал: «Надо что-то делать, я так не могу. Спектакль спектаклем, но это же футбол, Женя! Это тебе не театр – это серьезное дело. У тебя очень много монологов. Чем-то надо поступиться. Женя, это необходимо».
 
А я действительно на сцене постоянно приходила к нему с монологами: то о моей любви, то о ревности, то еще о чем-то.
 
И вот мы играем спектакль. Торопимся. В какой-то момент я вхожу к Александру – а он меня хватает, разворачивает и выталкивает! Очевидно, что зритель на уровне сюжета ничего не понимает.
 
Так что, если кто-то был на этом спектакле, знайте: во всем виноват футбол».
 
Игра в «интересном положении»
 
«Когда этот «футбольный» спектакль поставили, мне было 23. Годы шли, но я все продолжала играть старшеклассницу. Там есть такой момент, когда я говорю Александру: «Я иду в школу». Он издевался и переспрашивал: «Что? Куда вы идете?».
 
Мне уже было под тридцать, а я в ответ: «В школу…». Практически до пятого месяца беременности я играла вот эту школьницу.
 
Во время этой же беременности я работала у Валерия Жереги в картине «Дикий ветер». Это был советско-югославский фильм о войне. Всех мужчин играли югославские актеры, а женщин – почему-то русские. Там снялись Светлана Тома, Лена Кондулайнен, по-моему, Люба Полищук.
 
Причем Лена Кондулайнен была тоже в ожидании ребенка. Мы с ней делились впечатлениями и ощущениями. Я никогда не забуду, как после одной съемки мы с Леной ели македонские арбузы… Честно говоря, я эту картину так и не видела».
 
Все хорошее дала семья
 
Должна признаться, все хорошее, что у меня есть, от моей семьи. У меня была удивительная семья, большая, дружная. Мы росли с братом в огромном уважении. Теперь он известный человек, ведущий передачи «Умники и умницы» Юрий Павлович Вяземский.
 
Семья была музыкальная, не театральная. Телевизоров ведь не было: сами себя развлекали. Все играли на инструментах и очень любили петь, хотя голосов ни у кого не было. Мы все так же собираемся и поем. Обычно за роялем моя младшая дочь Мария Эшпай, которая год назад окончила консерваторию».
 
Театр и кино – две разные ипостаси
«Хотелось бы, чтобы не надо было выбирать между театром и кинематографом, потому что это две совершенно разные ипостаси. Театр – более живое, естественное существование. А кино – достаточно условное искусство. Ты можешь играть какую-то любовную сцену с партнером, которого нет, потому что он опаздывал на поезд, и его уже отпустили с площадки. А рядом сидит какой-нибудь помощник режиссера и читает текст по бумажке, и ты ему: «Любимый!».
 
Тем не менее, кино дает совершенно другую аудиторию. Массовую. Например, «Афоня» - миллионный фильм. Все алкаши были моими. Помните: «Кареглазая!»?».
 
Меня не взяли ни в ГИТИС, ни во МХАТ
 
«В детстве я мечтала стать балериной. Но критически подойдя к своей небалетной фигуре, решила поступать в педагогический институт. Однако в какой-то момент у меня случился сдвиг, и я решила попробовать себя в театре. Меня не взяли ни в ГИТИС, ни во МХАТ, а в Щукинское училище приняли. С тех пор сохраняется момент некой случайности. Из-за патологической скромности после первого семестра меня чуть не отчислили. Я не могла выйти и сделать элементарное упражнение. Надеялась, что меня, как на уроке, не вызовут к доске.
 
С волнением до сих пор у меня бывают такие ступоры, когда мне сложно справиться с собой. Но я поняла, что это мое. Театр был всегда. Периодически было и есть кино.
 
Сейчас снимаюсь немного, скучаю без хороших фильмов.
 
Быть актером сложно. Я бы хотела, чтобы у моих внуков была более стабильная профессия. Для мужчины это особенно тяжелое испытание, если не удается попасть в обойму. Женщине проще справиться».
Вера Джемелинская

Комментарии (0) Добавить комментарии