Персона

Очарованные романсом

21.01.2011
{Очарованные романсом} Молдавские Ведомости
 
Начало фестивалю положили несколько человек совместно с тогдашним замминистра культуры Михаем Мурзаком. Они побывали на румынском фестивале «Золотая хризантема» и решили создать и у нас нечто подобное. Тем более что тогда, в самом начале 90-х, ощущался серьезный кризис этого прекрасного, преисполненного любви и теплоты жанра: романс стал пропадать.
 
Однако «Серебряная хризантема» прижилась. За несколько лет сложилась своя публика, и свободных мест в зале не бывает. Что интересно - этот фестиваль интересен людям самых разных возрастов, в том числе молодежи. Фестиваль продолжает жить по своим правилам. По каким именно – с такого вопроса «МВ» начали интервью с директором «Серебряной хризантемы», заместителем начальника управления культуры Кишинева Леонидом Горчаком.
 
- Отборочный конкурс проводится по двум отделениям. Первое - творческое. Композиторы упаковывают в конверт без имени текст, ноты, диск с записью романса, причем запись любительская, пусть даже дома под гитару. Поэт Серафим Беликов внимательно изучает тексты, а остальные члены жюри, в которое входят его почетный председатель Мария Биешу, председатель Михаил Мунтян, Маргарита Ивануш, Петр Нямцу, Георгий Шевчишин и другие наши музыканты, кстати, все - народные артисты, слушают и изучают музыкальный материал.
 
Другое отделение конкурса – исполнительское. Все желающие приходят сюда, в мой кабинет, и поют. Мы в этом году намеренно назначили отбор на 8-12 января. Это период каникул, и мы все свободнее.
 
Ввели и новшество – разрешили зарубежным конкурсантам не приезжать лично, а прислать запись на каком-либо носителе или указать ссылку в Интернете, где можно было бы ее прослушать.
 
Мы получили больше сорока заявок. Отобрали 14 исполнителей. Так что, конкурс уже завершен.
 
- То есть, речь необязательно идет о профессиональных исполнителях?
 
- Участвовать в конкурсе может любой желающий. Единственное ограничение – возрастное. Исполнитель не должен быть младше 18-ти лет, ведь жизненный опыт помогает прочувствовать романс.
 
Хотя бывают исключения. Например, и у нас, и в Румынии взяла Гран-при Наталья Танасийчук, а ей всего 19 лет. Эта исполнительница уже состоялась в академическом пении, в мире музыки ее многие знают.
 
А вот верхнего возрастного предела не существует. Из года в год приходит немало заявок от исполнителей старше 50-ти. У меня даже родилась идея организовать концерт исполнителей романса третьего поколения.
 
- Получается, профессиональные артисты оказались в неравном положении?
 
- Романс – настолько специфический жанр, что профессиональные навыки могут иногда быть помехой. Например, в этом году в конкурсе участвовали шесть человек со специальным образованием, но никто из них не прошел. У одного академическое пение, а это своя специфика, у другого эстрадное, что предполагает вольную манеру исполнения. Или, скажем, у кого-то слишком явно прослеживается народное пение. Но все эти люди в своем жанре – известные имена.
 
А бывают исполнители, что называется, из ниоткуда. Например, Сильвия Гончар. Но она выиграла конкурс сначала у нас, а потом в Румынии. Теперь ее знают все поклонники романса. Она уже выпустила два диска.
 
- Есть ограничения по количеству финалистов?
 
- Да, мы стараемся не допускать больше пятнадцати человек. Если учесть, что каждый из них на гала-концерте должен исполнить по два романса – один из классики, другой – написанный современным автором, то предстоит выслушать тридцать романсов за один концерт. Это серьезный объем.
 
- Что дает исполнителям победа на фестивале?
 
- Во-первых, конкурсанты получают премии. Гран при – 12 тыс. леев. 8 тыс. леев - премия имени Рикэ Унгуряну, одного из основателей фестиваля, бывшего вице-примара Тырговиште, в свое время он очень активно помогал нашему фестивалю. Первая, вторая и третья премии составляют соответственно 5 тыс., 3 тыс. и 2 тыс. леев.
 
Обладатели Гран-при и первой премии принимают участие в румынском фестивале. Наши исполнители возвращаются как минимум с первым местом.
 
- Композиторы тоже не из профессионалов?
 
- Не всегда. В конкурсе участвуют и известные имена. Например, Георге Мустя, Мариан Стырча, Георгий Крецуб, Сергей Чухрий. А вот, скажем, Алексей Агаки – доктор исторических наук, но на досуге пишет потрясающей красоты романсы. Причем, нотной грамоты не знает: напевает на диктофон, а потом уже профессионалы переводят мелодию на язык нот.
 
Романсы композиторов-лауреатов фестиваля включает в репертуар своего оркестра Национальной филармонии «Фолклор» Петр Нямцу.
 
- Современный романс. Он о чем?
 
- Все о том же: о любви, о ностальгии по былым красивым временам, о вечном.
 
- А вы сами поете романсы?
 
- Нет, публике повезло (смеется). Меня природа начисто лишила вокальных данных. Но что касается сочинительства, то я пишу музыку, а однажды даже рискнул - попробовал себя в романсе. Это было на втором фестивале. Но, знаете, как в этой жизни забавно бывает? Вроде исполнитель начал отлично, есть развитие темы…. И вдруг забывает слова, мелодию, ритмику – все! Оркестр, естественно, растерян. По впечатлениям от первого куплета мне дали третье место.
 
Исполнитель – все-таки ключевая фигура в романсе: он может из нулевого вытянуть до уровня шедевра, а может и угробить превосходный романс. Я, кстати, в прошлом году рискнул выпустить тот романс на сцену, правда, уже не в конкурсной программе.
 
- Какую часть вашей деятельности занимает «Серебряная хризантема»?
 
- Когда меня пригласили на работу в управление, культура в столице пребывала в упадке. Я осмотрелся и начал с музыкальных школ. Очень важным казалось в тот момент не растерять кадры и материальную базу. И мы с коллегами затеяли проект для детей - «Два часа с самыми красивыми детьми Кишинева». Потом стали постепенно продвигать праздники, ведь ничего, кроме Limba noastra, не проводилось. Начали осваивать ступеньки у Театра оперы и балета.
 
Накануне 1999-го мы с вице-примаром Анатолом Ончану и начальником управления культуры Юлианом Филипом задались вопросом: как Новый год будем встречать? Тогда и родилась идея праздновать на площади!
 
Я не хочу сказать, что культурная жизнь в муниципии – сплошная заслуга управления, конечно, это результат усилий многих людей. Но «ключи зажигания» были у нас.
 
Буду откровенен: я несколько раз порывался оставить «Серебряную хризантему». Она мне очень дорога, но постоянно хочется чего-то нового. Хочу видеть в Кишиневе высокого уровня фестиваль академического пения. Какой-нибудь яркий, интересный молодежный, межвузовский фестиваль. Начать популярный сегодня в Европе проект в стиле cross-over.
 
Я очень люблю свой город. Люблю его жителей. И стараюсь быть в курсе их интересов. Есть много планов, интересных идей. В общем, есть желание двигаться дальше…

Дана Морарь

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Гм... "Серебряная" или "Золотая". Разница, по-моему, не обень велика. Хотя откровенным плагиатом не пахнет. Состав жюри не оставляет желать лучшего, и эт хорошо.