Аттестация власти

Правительство закрывается … от общественности

05.07.2013
{Правительство закрывается … от общественности} Молдавские Ведомости
в том смысле, в каком это воспринималось до сих пор, с трансляцией on-line в интернете. Депутаты ЛДПМ посчитали, что понятие «публичности» можно трактовать и по-другому.
 
Что положено лицеистам, то противопоказано министрам
 
Кабинет министров одобрил инициативу группы депутатов ЛДПМ о внесении изменений в закон о правительстве, в части трактовки понятия «публичные заседания». Вместо трансляции в интернете и возможности их видеть журналистам в специально оборудованном помещении, теперь под публичностью будет пониматься публикация повестки дня заседания на официальном сайте и информационных сообщений пресс-службы, ну и комментарии членов правительства, если пожелают. Кроме того, как считают авторы инициативы, все проекты всё равно проходят предварительные общественные дискуссии, а представители гражданского общества, в лице членов Национального совета по участию, могут присутствовать на заседании. К слову, у них замечания по поводу нарушений процесса прозрачности принятия решений, возникали просто с завидной регулярностью, даже в прежних условиях работы кабинета. И, наконец, еще один аргумент запрета трансляции, такого больше нет ни в одной европейской стране. А еще, присутствовавшие в зале видеокамеры, мол, мешают министрам сосредоточится на работе. И почему только этот же аргумент не позволил власть предержащим с таким же участием отнестись к лицеистам, сдающим экзамены на бакалавриат?!
 
Неожиданные дебаты о частно-государственном партнерстве
 
Традиционно обсуждение вопросов в правительстве проходит без особых споров, а решения, за редким исключением, принимаются единогласно. Неожиданно активные дискуссии вызвал проект постановления о частно-государственном партнерстве в области услуг гемодиализа. По словам министра здравоохранения Андрея Усатого, единственным способом модернизировать устаревшую службу гемодиализа, в которой сегодня нуждается около 400 больных почечной недостаточностью, является её передача в частные руки. Самым яростным противником документа оказался вице-председатель Национальной конфедерации профсоюзов Михай Хынку. По его словам, отдать столь важную сферу медицины частнику, полностью отказавшись от публичных услуг, не правильно и опасно. «А что если частный инвестор на каком-то этапе сочтет это невыгодным и прекратит работать, а мы ликвидируем государственную службу? Что будет с пациентами?» - задался резонными вопросами Хынку. К тому же, как поняли представители профсоюзов из документа, едва ли не вся модернизация будет проводится за счет Национальной компании по медицинскому страхованию, то есть из бюджета. Зачем тогда этот частник? Все аргументы министра здравоохранения Андрея Усатого, о том, что проект неправильно понимают, профсоюзного лидера не убедили. «Я смотрю, что тут написано», - не унимался Хынку. «Каким будет механизм контроля за деятельностью частной компании? – поделилась своими опасениями министр социальной защиты, труда и семьи Валентина Булига, - я имела несчастье возглавлять управление фармации и была свидетелем того, как крупные фирмы устанавливают монополию на поставки препаратов для гемодиализа. Я далека от мысли, что инвестор будет заботиться только о несчастных людях, как Вы говорите, а не о прибыли. Нужно установить маржу прибыли для него». Не воздержался от комментария и сам премьер: «Я так понимаю, мы говорим об очень высоко социально ответственных инвесторах, но дай Бог, их найти!». В ответ, Андрей Усатый пояснил, что отдавать гемодиализ нескольким компаниям для исключения монополизма, нет смысла, слишком мало пациентов. Что же касается тарифов, по проекту государство будет устанавливать стоимость пребывания в специализированном центре, а инвестор должен будет в нее вписаться. «И вообще, кто сомневается, приглашаю в РКБ, убедиться, как действует частно-государственное партнерство и увидеть счастливые лица тех, кто там бывает и работает, очень всем довольных», - попытался защитить идею Усатый. О не довольных этим опытом сотрудниках Центра антикоррупции, расследующих условия того частно-государсвтенного партнерства, Усатый, разумеется, напоминать не стал. Компромиссную идею высказал вице-премьер Валерий Лазэр, отметивший, что ничего не мешает государству либо разработать методологию тарифов на эти услуги, либо прямо-таки установить тариф.   Чтобы закрыть все спорные и чувствительные вопросы, глава кабмина предложил перенести рассмотрение проекта еще на неделю.
 
Готовимся принять внешнюю помощь
 
Целая серия законопроектов, принятых правительством в этот раз была посвящена процедурным вопросам получения помощи от внешних доноров. Речь, прежде всего, о ратификации соглашений по финансированию проекта по реабилитации национальных дорог. Эти работы Молдове готовы оплатить сразу два европейских банка. Европейский инвестиционный банк выделяет 150 миллионов евро на ремонт 201 километра дорожного покрытия. Срок действия договора до 31 июля 2016 года. Кредит выделяется под 0.3 процента годовых с трехлетней отсрочкой. Еще 150 миллионов евро Молдове предоставляет ЕБРР на реабилитацию еще 121 километра дорог. В этом случае кредит выдается на 18 лет, с 5-летней отсрочкой. Процент устанавливается поэтапно, по мере предоставления траншей.  «Реализация этих проектов позволит создать 2000 новых рабочих мест, - напомнил о своем обещании Юрий Лянкэ, - но нам еще нужно эти кадры подготовить. На что я попросил у доноров грант в размере 1-2 миллионов евро».
 
Другой проект, для осуществления которого, осталось лишь обменяться нотами, финансирует правительство Японии. Речь о предоставлении 59 миллионов 405 тысяч долларов на приобретение медицинского оборудования для 5 клиник столицы (РКБ, БСМП, Центр охраны здоровья матери и ребенка, онкоинститут и больница Святой Троицы), а также 11 центров публичного здоровья по стране. Японская сторона, как отмечают в минфине, предоставляет кредит на супервыгодных условиях: со сроком погашения 30 лет под 0.1 процента в год и 10 годами.
 
И выделить своим пострадавшим
 
Кроме того, большой пакет нормативных актов был утвержден кабинетом для помощи жертвам политических репрессий. 6 июля исполняется 64 года со дня самого большого по численности вала депортаций. Тогда из республики было вывезено 34 тысячи человек. Решением правительства на компенсации пострадавшим от депортаций выделено 20 миллионов лей, которые покрывают различные виды помощи: единовременное пособие в сумме 500 лей для пострадавших численностью 8 тысяч человек, средства на реабилитацию, компенсации за конфискацию имущества. 
 
По следам последствий не унимающейся природной стихии, Юрий Лянкэ снова поднял вопрос о необходимости оказать поддержку новым жертвам непогоды. Это жители Каушанского и Сорокского районов, в наибольшей степени пострадавшие от дождя и града. Для них поручено найти средства в государственном резервном фонде. А решение о выделении им материалов для ремонта жилья уже принято.
 
Новые меры безопасности движения
 
Сразу два проекта, утвержденных правительством, в той или иной мере нацелены на обеспечение безопасности дорожного движения. По инициативе министерства информационных технологий, изменен Регламент об организации и проведении экзамена по получению водительских прав. Автошколы будут обязаны предоставлять министерству списки кандидатов в течение 15 дней со дня начала занятий. Допуск к экзамену будет выдаваться лишь на основе лично поданного заявления. Если соискатель прав не сдаст практическое испытание (вождение) в течение 90 календарных дней с момента сдачи теории, его обяжут пройти новый теоретический курс. Более строгими будут и сами процедуры сдачи экзамена. Цель изменений – пресечь коррупцию в этой сфере.
 
МВД, в свою очередь, инициировало изменения в Регламент о дорожном движении, чтобы привести отечественные правила в соответствие с европейскими. Для этой цели будет введено около 16 новых дорожных знаков. Среди них, знак «место пересечения проезжих частей», информативные таблички «шумовые полосы» и «искусственные неровности», знак «черное пятно» (для участка дороги протяженностью около километра, где за 5 лет произошло не менее 5 тяжелых ДТП). Вместо знака «внимание радар» появится «мониторинг дорожного движения». В части знаков   к традиционным синему, белому или красному цветам окантовки, добавится люминисцентный желтый. Преображение ждет и дорожную разметку. Ужесточатся правила перевозки детей до 12 лет. Теперь их можно будет возить только в специально оборудованных сидениях или других приспособлениях, соответствующих возрасту ребенка. Для повышения безопасности движения автомобили с правосторонним рулем смогут передвигаться по стране только транзитом и лишь в дневное время.
 
Новый дисциплинарный устав для полицейских
 
Правительство утвердило новый дисциплинарный устав полицейского. Он будет полностью соответствовать новому закону о полиции. Представляя документ, министр внутренних дел Дорин Речан, обратил внимание, чтобы его не путали с этическим кодексом. Устав определяет обязанности работников полиции, условия проведения внутреннего расследования, меры ответственности. Интересно само понятие дисциплины, трактуемое документом, как атмосфера ответственности и взаимопомощи. А среди условий для этого названо обеспечение необходимой инфраструктуры работы. Это положение, если будет, конечно, выполняться, наверняка порадует сотрудников полиции, многие из которых и ремонт в кабинетах сами делают и даже мебель приобретают. В обязанности полицейского по новому уставу вменяется среди прочего соблюдение прав человека, хранение государственной тайны и персональных данных, обеспечение нужного уровня профессиональной подготовки, информирование рукводства об известных случаях коррупции, декларирование подарков (!) Хотя положение о запретах указывает, что ни просить, ни брать подарки полицейский не вправе. Ему также запрещается быть членом политической партии, незарегистрированного религиозного культа, заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в митингах и протестах. Под запретом и занятие должности в подчинении у ближайших родственников: отца-матери, сестры-брата, сына-дочери, брата-сестры жены-мужа). А еще полицейские, где бы они ни были, должны продвигать современный, и надо полагать, уже европеизированный образ новой молдавской полиции.
Светлана Романцова

Комментарии (0) Добавить комментарии