Персона

«Продавать себя задаром? Ни в коем случае!»

02.12.2011
{«Продавать себя задаром? Ни в коем случае!»} Молдавские Ведомости
 
- К сожалению, выпуск «Лючии» немного задерживается в связи с тем, что театр пока готовится к премьере «Манон» Массне, - сетует дирижер. – Музыкально спектакль готов на сто процентов, но отстают в работе пошивочные цеха, потому что им надо успеть приготовить костюмы сразу к двум спектаклям.
 
- «Манон» - крепкий орешек в музыкальном плане. Опера большая, из пяти картин, партии сложные, чувственные и достаточно сложно сделать эту постановку не банальной для современной публики.
 
- Наши солисты поначалу осторожничали, опасаясь музыки Массне – «Манон» в Кишиневе еще не исполнялась. Но постепенно освоились и стали получать большое удовольствие от работы.
 
- Вы специализируетесь на Доницетти, а как вам открытие сезона в «Метрополитен-опера» с Анной Нетребко в «Анне Болейн»?
 
- Я дирижировал год назад эту оперу в Барселоне с Эдитой Груберовой и Элиной Гаранча…
 
- Вы много ездили по миру. Знаете наш театр. Почему мы оказались в таком сложном клубке противоречий? 
 
- Когда развалился Советский Союз, театр остался с мизерными зарплатами, и артисты дошли до такого бедственного положения, что сами выпекали хлеб и продавали его на базаре! Так возникли гастрольные поездки, из которых наиболее активным было освоение английского рынка. Театр был в хорошей форме, стоил очень недорого и охотно скупался западными импресарио, что вполне устраивало государство. Театр ездит, сам зарабатывает, значит, зарплаты повышать не нужно.
 
Возникла этакая машина вывоза спектаклей и автоматического проката по городам и весям. В итоге качество снизилось, творческий уровень не вырос, жить артистам не на что. В театр перестала стремиться талантливая поющая молодежь, вокальные поколения между собой не срослись. Хотя в среднем уровень неплохой, и на недорогие гастроли нас продолжают приглашать.
 
- Наверняка есть проблемы и с оркестром?
 
- Потому что хорошие инструменты стоят безумно дорого, а какой смысл родителям выкладывать последние деньги на инструмент в процессе обучения юного музыканта, когда его потом не отработать.
 
- Но театр должен гастролировать.
 
- Если он достигнет такого высокого уровня, чтобы претендовать на дорогостоящие солидные приглашения. Продавать себя задаром лишь потому, что мы Кишинев, и нас оценивают «в полкопейки» – ни в коем случае!
 
- Для примера скажем, что у нас заслуженный артист республики получает две с лишним тысячи леев в месяц. В то время как в солидных театрах премьерный выход солиста с именем стоит в пределах 10 тыс. евро.
 
- Когда зарплата несколько возросла, не все рвались на гастроли, потому что хороший семьянин не хочет расставаться с близкими на полгода. Но в то же время семью-то кормить надо. 
 
Я тоже ездил с кишиневской труппой в Англию. И когда за 140 дней ты дирижируешь 112 спектаклей, возникает неприязнь к профессии. Так нельзя.
 
- Опера не тот вид искусства, который сажают на поток. Вот в «Метрополитен» существует попечительский совет, который получает финансовую поддержку от спонсоров и оплачивает труд солистов по факту выступления. У нас же мизерная усредненная зарплата, за которую одни поют часто, другие очень редко.
 
- Попечительство – удачная форма для оперного театра, но пока мало возможная в связи с особенностями молдавского законодательства. А вот то, что оплата труда должна зависеть от количества выходов на сцену – с этим можно поработать и каким-то образом поощрять наиболее активных и спрашиваемых солистов. Ну и, конечно, размер зарплат должен пересматриваться в сторону повышения, иначе перспективные музыканты устремятся за рубеж. Да, собственно, мы видим это на примере Валентины Нафорницы, Ольги Бусуйок, Олега Цыбулько…
 
- Как складывалась ваша карьера?
 
- Я попал в Львовский оперный театр обычным суфлером, что дало мне возможность наблюдать за сценой, как за часовым механизмом, в котором видно, как вертятся все «винтики и шурупчики». Хотя начинал как баянист, затем обучался классической хореографии, и свою карьеру я открыл как балетный дирижер. Сейчас специализируюсь в опере, репертуар бельканто.
 
- На смелые эксперименты у нас не решились?
 
- А вы приходите в театр на новогодний бал. Покажем номера такого уровня и качества, какие для Молдовы точно станут сюрпризом.
 
- Наша опера пыталась поставить «Макбет», была идея ставить и «Сказки Гофмана». В театре есть перспективные солисты, которые могут овладеть более сложным, нетиповым репертуаром?
 
- Пока мы возрождаем «Лючию де Ламмермур», потому что в вокальном плане она как раз подходит вокальным особенностям молдавской труппы. Хотим обновить «Богему», возродить «Норму», которой Молдова славилась еще со времен расцвета творчества Марии Биешу…
 
Я люблю молдавский театр, мне дорог этот коллектив, поэтому постараюсь сделать все возможное, чтобы состояние театра улучшилось, чтобы спектакли стали интересными, живыми, яркими, чтобы зритель вернулся в театр. И, несмотря на мизерные зарплаты, при хорошей организации труда и правильном профессиональном театральном подходе уверен, что можно поднять уровень труппы и успешно двигаться вперед…
Елена Узун

Комментарии (2) Добавить комментарии