Персона

«Счастье – не в Европе, а в нашем доме и сердце»

21.09.2012
{«Счастье – не в Европе, а в нашем доме и сердце»} Молдавские Ведомости
 
– Нет ли у вас сведений об участии кого-либо из молдаван на стороне русских войск в 1812 году?
 
– Да, в Бородинском сражении участвовали молдавские волонтеры. А вообще, подобные добровольцы появились в русском войске еще в 1711 году во главе с Дмитрием Кантемиром. И с тех пор волонтеры участвовали практически во всех русско-турецких войнах. А потом молдавская армия участвовала в основных сражениях в 1812 году. Самое жестокое и тяжелое испытание для нее было на Бородинском поле.
 
– Как возникла мысль подготовить мероприятие к этой дате?
 
– В доме-музее им. Пушкина открылась выставка «Время славы и восторгов». Разработана она экспозиционным отделом музея, которым заведует Ольга Батаева. В нынешнем году, когда отмечается 200-летие Бородинского сражения, к этому событию приковано особое внимание. Пушкин в 1812 году учился в Царскосельском лицее. Как раз тогда шедшие на войну с Наполеоном полки приходили через Царское Село. И мальчики провожали их со слезами на глазах. Молились за своих соотечественников. Потом, уже повзрослевшие, они с восторгом встречали возвращавшуюся из заграничного похода русскую армию. Стихотворение, которое Пушкин читал в присутствии Державина, почти полностью посвящено тем событиям.
 
В нем Пушкин прозорливо написал о гуманности и человечности русской армии. Поэт говорит, что когда русские вошли в Париж, то не стали грабить, насиловать. Они смотрели на Европу с улыбкой, уповая на то, что их жертвы принесены не только для спасения Россию, но и для освобождения народов Европы, которые очень тепло встречали русских. В этом смысле война 1812 года близка к войне 1941-1945, недаром их часто сравнивают. А Бородинское сражение – с поворотной Сталинградской битвой.
 
Самый важный итог озвучил английский фельдмаршал Монтгомери, заявивший в палате лордов в 1962 году: «Первое правило, которое написано на первой странице войны – никогда не ходи на Москву!».
 
Экспонаты выставки – вещи, медали, оружие, гравюры, живопись, книги – помогают почувствовать ту эпоху. Кстати, на медали, которой награждались герои после войны Александром I, была надпись: «Не нам, но имени Твоему». Император отнес победу эту к промыслу Божьему.
 
– Вы издали много книг о Пушкине в Бессарабии. Как, по-вашему, что повлияло на его творческий взрыв здесь? Вино, красотки?
 
– Ничего из перечисленного. Это из области слухов и дешевой романтики, которая вошла в пушкинистику на раннем этапе. Если бы он увлекался женщинами, картами, то не состоялся бы как гениальная личность. Пушкин приехал сюда сформировавшимся поэтом, здесь окреп и проявил себя в полной силе.
 
Принято считать, что Пушкина вдохновляла осень. На самом деле, в Кишиневе вдохновение проявлялось у него весной. Поэтому мое открытие – это так называемые бессарабские весны Пушкина, на которые выпадали пики его творчества. Самый мощный всплеск был весной 1821 года, когда он написал более 60 сочинений, закончил поэму «Кавказский пленник», начал писать «Бахчисарайский фонтан» и «Братьев-разбойников». Мог работать сутками напролет.
 
Но зная, что в городском саду в 3 часа пополудни собирается общество (его друзья и красавицы) а вечером наступало время балов или театра, срывался и давал себе волю. Мог и в карты сыграть, чтобы поддержать себя материально. Признавался, что может выпить, но никогда не был пьян. Прекрасно знал все молдавские вина. Хотя и иронизировал, что молдавское вино разбавлено водой. Хорошо выпив, не шел домой, а оставался спать у друзей. И когда они заходили проверить, спит он или нет, он уже бодрствовал и писал стихи.
 
Да, посвятил много виршей красавицам. В наших местах Пушкин знал примерно 80 женщин. Около 20 – предметы минутных увлечений. Земфира, Екатерина Стамо, Мария Эйхфельдт, Калипсо Полихрони вызывали в нем более сильные на то время чувства.
 
– Не кажется ли вам, что самый большой защитник русского языка в Молдове – сам молдавский народ, который охотно пересыпает свою речь русскими словечками?
 
– Как считается, русский язык присутствует здесь с IIV-V веков – со времени появления тут славянских племен. В той же современной Румынии по сей день живут липоване (старообрядцы). Его знают более 60 национальностей, живущих в Молдове. Некоторые этносы говорят на нем, берегут его, передают из поколения в поколение. Сами молдаване неплохо знают русский. И хотя сфера употребления сужается, все равно останутся области (к примеру, профессиональная) где он будет востребован независимо от того, будет ли Молдова на Западе или Востоке.
 
Есть социальная, экономическая и культурная необходимость знания русского как одного из международных языков. Я был во Франции, в университете Бордо, и меня студенты умоляли дать им любую бумажку, открытку, где было бы что-то написано по-русски. Есть жажда знать «великий и могучий».
 
Что касается происходящего сегодня, то это время разброда и шатаний. Нет хорошо продуманной госполитики по изучению даже румынского (молдавского) языка. Большинство населения страны не знает литературного языка, но его почему-то везде требуют.
 
В отношении русского языка идет политика вытеснения. Поэтому особую ценность приобретают еще сохранившиеся прекрасные традиции изучения русского языка на этой земле.
 
– А разве в этой связи 18-томник «Универсальный иллюстрированный словарь русского языка», выпускаемый вами, не является довольно дерзким проектом?
 
– Сейчас я работаю над 14-м томом, до конца года завершим издание словаря. В этом году словарь стал победителем двух международных книжных конкурсов. Этот словарь – молдо-российский проект. Впервые в мире выпускаем иллюстрированный словарь с элементами энциклопедии. Адресован всем, рассчитан как на Молдову, так и Украину, Беларусь, Россию, другие страны СНГ и Запада. Проект возглавляет гендиректор издательства «Вектор» Виталий Гынга. Я как главный редактор помогаю его воплотить в жизнь. На сегодня это уникальный продукт, в котором представлена лексика от Пушкина до наших дней.
 
– Вы получили из рук В. В. Путина медаль Пушкина. Каким почувствовали президента РФ через рукопожатие?
 
– Я получил медаль Пушкина в 2007 году. Ею награждаются президенты, министры многих стран мира за достижения в науке, распространение русского языка, вклад в культурное наследие. Я получил награду за свои научные работы по исследованию творчества А. С. Пушкина в течение 900 дней жизни на нашей земле.
 
Есть у Пушкина такая фраза: «Россию поднял на дыбы». Сказано о Петре, относится и к Путину. При быстром нашем рукопожатии об этом и шла речь.
 
– Молдова находится на стыке двух цивилизаций: европейской и российской. И хочешь не хочешь, эти магниты «раздирают» ее. В таком геополитическом антагонизме, как простому жителю сохранить в душе лад и покой?
 
– По долгу службы я объездил всю Молдову. Сидел за столом с молдаванами, гагаузами, болгарами и др. Из разговоров по душам понял: экстремистские ветры, которые сейчас проносятся над страной, там мало ощущаются. Человек на этой земле испокон веков жил мирной жизнью, наполненной добротой, гостеприимством, старинными традициями. И сейчас самое важное – окончательно не растерять это богатство. Потому что дикий капитализм выносит на торги все, люди готовы душу и родину продать, лишь бы обогатиться. А предки берегли землю, отечество. Важно, чтобы работал принцип: люби свой дом у колодца, мать с отцом, землю, страну. И не позволяй ее обижать.
 
И в то же время страна должна не замыкаться в национальной скорлупе, а быть открытой миру – это важно. Надо не в Европу проситься, а здесь себя развивать, чтобы достичь уровня передовых стран мира. Иначе будем бегать по Европам в поисках счастья. Но оно не там лежит, а находится здесь: в нашем доме, в нашем сердце.
  
Фото автора
Олег Дашевский

Комментарии (1) Добавить комментарии