Персона

Сонеты в сонете

20.03.2012
{Сонеты в сонете} Молдавские Ведомости
 
- Были сетевые конкурсы, когда отправляла работы по Интернету, и победители объявлялись там же, заочно. А бывало, что устроители конкурса приглашали принять непосредственное участие. И это самый большой приз - возможность поехать куда-то и пообщаться с литераторами вживую. Вот, первое место в Волошинском конкурсе по короткому рассказу - меня пригласили приехать в Коктебель. Я была приглашена как член жюри по прозе.
 
Волошинский конкурс тематический. Темой выносится строка их стихотворения Максимилиана Волошина. Я посмотрела тему, и у меня оказался подходящий, написанный задолго до этого, рассказ о Кишиневе начала 90-х годов. Отправила его. И приятно удивилась, когда стала победителем.
 
«Серебряный стрелец» - поэтический конкурс. Я стала лауреатом второй премии за подборку стихов. Это сетевой конкурс, его организаторы находятся в Лос-Анджелесе. Они потом просто прислали почтой денежную премию.
 
Был еще Римский конкурс, организованный русской общиной Италии под патронатом княжны Волконской. Отобрали восемь финалистов. Состязание проходило в Риме, куда нас пригласили. Мы вживую читали стихи. И когда назвали победителя, я расплакалась, так как совершенно не ожидала, что стану лауреатом. В качестве награды последовали два незабываемых дня в Вечном городе...
 
У меня есть друзья-поэты, с которыми мы развиваем новое направление - нелинейная поэзия. В «тело» классического европейского сонета вписывается так называемый японский или русский альбомный сонет. Сонет в сонете. В Риме на конкурсе «Ветер странствий» победил один из таких сонетов, написанных в технике растворения - сонет Aqua alta.
 
Благодаря римской победе в прошлом году меня пригласили в Лондон, на фестиваль «Пушкин в Британии». Там прошел супертурнир поэтов, занявших первые места во всех конкурсах, проводившихся Россотрудничеством в 2010 году.
 
- Раньше писателей и поэтов искали, продвигали. Сейчас все - селф-мейд: сам ищешь журнальную площадку, спонсоров. Как с этим у вас?
 
- У меня есть странички и на литературных ресурсах в Интернете. В Кишиневе публикации выходили в двух литературных журналах и в сборнике рассказов «Невидимое море». Но основная доля публикаций приходится на Россию и литиздания СНГ. Причем сама я отправляла свои произведения только в московский журнал «Дети Ра» (главный редактор Евгений Степанов). В основном же представители журналов связывались со мной и предлагали напечататься у них. «Дружба народов», «Октябрь», «Новая Юность», владикавказский «Дарьял», чеченский «Вайнах». В Казахстане были публикации, в Узбекистане (журнал «Звезда Востока»), в Сибири - «День и Ночь», в ереванской «Литературной Армении»…
 
Наверное, сейчас если автор хочет найти свою читательскую аудиторию, - это публикации в журналах, выход книг, выступления - он должен сам искать пути выхода к ней, продвигать себя. А у меня непостижимым образом все складывается само собой...
 
Первый и пока единственный мой поэтический авторский сборник «Тебе» увидел свет два года назад. Предложила выпустить его председатель Ассоциации русских писателей Олеся Рудягина. Финансировал выпуск сборника Конгресс русских общин.
 
Часть моих стихотворений вошла в коллективные сборники «Новые писатели» по итогам Форума молодых писателей в Липках. Книги выпускает фонд Социально-экономических и интеллектуальных программ. Совместно с коллегами по нелинейной поэзии в Питере был выпущен сборник «Китайская шкатулка», куда вошли и мои стихи.
 
- Как выжить среднестатистическому писателю, если посвящать большую часть времени именно творчеству? Ведь не всем удаются бестселлеры, расходящиеся миллионными тиражами.
 
- Русская литература в Молдове не востребована государством. Русские авторы тут находятся в некоторой языковой резервации. Гонораров за местные публикации не платят. Книги миллионными тиражами не расходятся. Большая часть публикаций происходит за пределами Молдовы. Возможно ли выжить на это?
 
Для того чтобы тебя печатали там, надо заявить о себе, как о стоящем авторе. А это невозможно из-за информационного вакуума - они зачастую не знают о том, что, как и кто здесь пишет.
 
В Молдове, в Кишиневе в частности, действуют писательские ассоциации - например, Ассоциация русских писателей РМ, небольшие творческие союзы и организации. Иногда проводятся литературные конкурсы - например конкурс короткой прозы «Белый Арап», по его итогам выпускаются сборники. Есть поэтический конкурс «Шарпенский плацдарм».. Конечно, если ты позиционируешь себя как писатель и хочешь за это получать деньги, вероятно, надо самостоятельно продвигать себя. Надо быть заодно и менеджером. Это вопрос приоритетов.
 
У меня пока такой цели нет, да и роман я еще не написала. Мне достаточно самого процесса - того, что я просто пишу. К тому же, что касается поэзии, она вообще - маловостребованный читателями жанр. Интерес к книге исчезает. А поэтические сборники всегда покупались реже, чем проза. Тем более у нас.
 
Но многие мои знакомые и в России - талантливые писатели с литературным образованием, долго ходили по редакциям с протянутой рукописью для того, чтобы их напечатали. Дальше все упирается в хороший менеджмент. Но одним литературным трудом сыт не будешь, это скорее аксиома.
 
- За тысячелетия писано-переписано - обо всем на свете. Интересно, а остались ли еще «неизъеденные» темы?
 
- Пока будет существовать человечество, будут писаться интересные истории. Вопрос в том, насколько автор будет искренен со своим читателем. Если читатель верит, он становится соавтором, и тогда это интересно. Это всегда ощутимо: автор искренен - тогда читателю интересно. Потому что жизнь интереснее литературы, а талантливый автор может сделать ее еще более интересной в литературном переложении. Это неисчерпаемо.
 
- Когда и о чем вы начали писать?
 
- Первые стихи были в семь лет. Философско-лирического характера. Первым читателем была мама. Я болела и писала… Мама те пробы пера сохранила. Потом около десятка стихотворений было в 10-м классе. Школьные стихи я выбросила. Писать снова начала только в 33 года после длительного периода молчания. Тогда это произошло неожиданно. Произошла какая-то переоценка в мироощущении и осознании себя. Я прочла стихи институтского знакомого, посвященные его дочери, очень нежные. Появилось желание ответить ему. Экспромтом написала небольшой верлибр. С этого все началось вновь.
 
- Сын пишет стихи?
 
- Вове 14 лет. Он много читает и пишет хорошие сочинения. Но у него, скорее, аналитический склад ума.
 
Моя мама - Маргарита Колосова - поэт, член Ассоциации русских писателей РМ, неоднократно печаталась в республиканских альманахах и сборниках, в качестве поэта-песенника сотрудничала с молдавскими композиторами - Златой Ткач, Светланой Деминой-Шпаер, Вадимом Поповым, Олегом Негруцэ. Романсы на ее стихи, написанные на румынском языке, в исполнении Маргареты Ивануш и известного тенора Мефодия Бужора в 1999 году стали лауреатами музыкального конкурса «Серебряная хризантема».
 
Мама с детства говорила мне: ты будешь писать! Я отнекивалась, но мама оказалась права. Будет ли писать Вова? Я буду только рада, если он почувствует в себе эту необходимость!
 
- Мечты сбываются?
 
 - Мне очень хотелось поехать в Среднюю Азию, - папа родился в Казахстане. Несколько лет назад мне снились маковые степи. Потом - голубые купола (я поняла, что это Самарканд). Ничего не предвещало поездок туда - это дорого.
 
У меня есть друзья в Казахстане и Узбекистане, они звали: «Приезжай, приезжай». Но все никак не складывалось. И вот я стала лауреатом «Серебряного стрельца». Денежную премию прислал Анатолий Берлин, организатор. Этого хватило ровно на авиабилет до Ташкента и обратно.
 
В то лето я увидела и Узбекистан, и Казахстан. Полюбовалась куполами Самарканда, объездила всю Алма-атинскую область.
 
Мечты сбываются. Просто их надо лелеять и, как снятую с полки книжечку - иногда перелистывать.
Олег Дашевский

Комментарии (0) Добавить комментарии