Персона

Советский город Кишинев

25.10.2011
{Советский город Кишинев} Молдавские Ведомости
 
- Господа, расскажите поподробнее, что привело вас в молдавскую столицу?
 
Боян Борич (Б.Б.): - Мы приехали исследовать Кишинев и предложить новые решения для него. За проведенное здесь время нам удалось посмотреть, как люди используют городское пространство, как развивается город, что за проблемы он сейчас испытывает.
 
Команде, которую мы создали для этого, больше всего интересна идея общественных центров для Кишинева. Мне, Ивану и моему коллеге по Институту Бйорну Орни показалось, что Кишиневу нужен некий культурно-ориентированный общественный центр, где не будет доминировать коммерциализация. Такое место нужно для того, чтобы у людей в этом городе было больше возможностей для свободного выражения. Наша работа – идейное продолжение прошлогодней мастерской, результатом которой стала книга «Новые городские топологии: опыт Кишинева и Минска», выпущенная в Швеции.
 
- Вы упомянули проблемы города. Что вы обнаружили?
 
Б.Б.: - Сегодня в Кишиневе много места. Но чаще всего, вместо того чтобы развивать это свободное место, оно используется под билборды или для постройки вместительных торговых центров.
 
Иван Куцина (И.К.): - То, что в городе преобладает коммерческое содержание – это выражение нынешних времен. Это результат среды потребления и шоковой терапии, через которую прошла Молдова вместе с другими постсоциалистическими странами.
 
Хотя у Кишинева есть потенциал стать плюралистическим местом. Мы не верим, что билборды и торговые центры – единственное проявление молдавской культуры. Это лишь отражение того, как подавлена демократия и плюрализм мнений в Кишиневе. Если демократия будет продвигаться в культуру через городское пространство, люди смогут совершать и политические изменения. Через выражение посредством искусства кишиневцы смогут стать сильнее.
 
Взять площадь Великого Национального Собрания. Наши студенты назвали ее «морем асфальта». В теперешнем состоянии эта площадь как бы символизирует отдаленность, огражденность власти от людей. Она символ контроля…
 
А еще эти жилые надстройки на крышах гаражей, что возле виадука. Там уже целое поселение образовалось…
 
Б.Б.: - В течение двух месяцев мы составим предложения по дизайну, которыми может воспользоваться и руководство Кишинева.
 
- Но у мэрии уже есть свой городской план…
 
И.К.: - Мы его видели. Мне показалось, что планы города, которые нам показали, например, в Chisinauproiect (Муниципальный проектный институт – прим. «МВ»), выдержаны в советском духе. В нем здания слишком однообразные, с ними нельзя идентифицироваться. Пускай внешне они выглядят по-современному, но в смысле планирования пространства – все советское.
 
Более того, эти планы не соответствуют масштабам и нуждам города. Там все слишком большое. Люди теряются в этих больших пустых пространствах. Я бы назвал их мегапроектами, которые нереализуемы в Кишиневе. Они утопия.
 
Б.Б: - Такая же проблема и у уже существующих зданий. Дело не столько в том, что они слишком высокие для города – пространство между ними чересчур значительное.
 
И.К.: - И они выглядят уродливо! Я бы не хотел жить в одном из таких домов. Вот центр, старая часть города, гораздо приятнее для проживания…
 
Б.Б.: - Те городские планы, что нам показал главный архитектор, соответствуют спекулятивному рынку. По крайней мере, нам так показалось. И очень вероятно, что если эти планы будут реализованы, и жилые здания построены – они останутся пустыми.
 
Также непонятно кто сможет позволить себе построить все это, потому что речь идет об очень дорогих небоскребах. Есть большая вероятность, что половина этих проектов останется незавершенной.
 
Еще одна проблема – знает ли публика об этих проектах? И есть ли у них достаточно сил, чтобы влиять на них и заставить их авторов ответить на вопрос: «Что ваши работы дают городу и горожанам?». Такие проекты угрожают стать своего рода изолированными островами, городами-анклавами. И это проблема не только Кишинева. Наблюдается глобальный тренд.
 
И.К.: - Да, мы говорим об общем явлении – особенно для постсоветских городов. Такое отрицание общественной сплоченности, его индивидуализация, «нарциссизация». Именно подобным образом компаниям удобно привлекать клиентов – разделить и зародить соревновательность.
 
То, что мы видим, это рынок, который выражает себя в архитектуре, и никак не демократия. Ведь демократия и рыночная экономика – разные вещи, хотя и продаются как одно и то же.
 
- Есть ли что-нибудь, что вам понравилось в Кишиневе?
 
И.К.: - Вино и еда не в счет? (смеется) Мне очень нравятся заброшенные места в вашем городе. В них много потенциала. Например, парковая зона вокруг Комсомольского озера и бывшая станция канатной дороги.
 
Б.Б.: - В Кишиневе много заброшенных зданий. Причем, это поразительные сооружения – в архитектурном и культурном смысле.
 
И.К.: - Верно. Еще мне понравились отели «Космос» и «Националь». Они создают действительно столичный образ Кишинева. У них очень сильный внешний вид, в них чувствуется качественная архитектура. Как часть истории, эти здания очень важные памятники, которые стоят того, чтобы их защищать.
Захар Корецкий

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Скоро старый город превратится в развалины. А там столько прекрасных зданий, которым более 100-200 лет. Городские усадьбы, муниципальные здания, дворики - все обветшало без поддержки и реставрации. Никому это не надо. Зато понастроили картонных коробок, изуродовали Кишинев. Грустно.

  • x

    И после того что Иван Куцина похвалил отели Космос и Националь, кто-то хочет их сносить. Надо было добавить что они уже проданы за мизерные цены и вместо них появится что-то вроде Мальдовы, Джамбо, "одно стекло и ни одного белого камня". Не умеют молдаване ценить то, что имеют.