Персона

Тамаз Джгаркава: «Чезара присвоила себе авторство»

25.02.2011
{Тамаз Джгаркава: «Чезара присвоила себе авторство»} Молдавские Ведомости
 
- Ты редкий человек, для которого музыка – основной род деятельности, приносящий постоянный доход. Верно?
 
- Ну, да. Скажем, да. (смеется) Музыкой я занимаюсь с шести лет – уже 20 лет получается! На данный момент я веду сольный проект – Tommy Doze, стиль - инструментальный метал. Кроме того, я преподаю гитару, пишу песни: музыку и тексты. Интересный проект получился с Вадимом Лукиным. Я предложил ему выступить на «Евровидении», потому что для Молдовы было бы весьма неплохо показать вариант в стиле поп-рок, тем более у меня была подходящая песня.
 
- В национальном отборе на «Евровидение-2011» ты принял участие дважды: со своей песней как гитарист в рамках проекта с Вадимом Лукиным и как композитор с группой El Pepino Feliz. Одна из песен в любом случае должна проиграть.
 
- EPF - это женская рок-группа. Девочки очень старательные и талантливые! Я являюсь их музыкальным руководителем и композитором. Жаль, конечно, что они не попали в финал, но у нас с ними не было цели победить в этом конкурсе. Для меня важно было показать им, что такое настоящая работа.
 
- Сколько у нас стоит работа композитора?
 
- Цены самые разные. Это может быть и 100, и 1000 евро, в зависимости от материала и имени композитора. Кто-то может продать только идею, а некоторые композиторы делают еще и аранжировку, запись инструментов и голоса исполнителя в собственной студии. Песню для «Евровидения» я написал сам, а с Вадимом мы сделали аранжировку и запись в его студии. Так что затраты были минимальными.
 
- Тебе приходилось продавать свои песни?
 
- Пока нет. Такой цели не было. Музыку я пишу, в первую очередь, для себя. А то, что для себя, делается на совесть. Такую музыку я хочу исполнять сам. Давать песню кому попало, чтобы ее исковеркали, мне не хочется. Но с хорошим исполнителем всегда интересно сотрудничать.
 
- Что за скандал произошел в прошлом году с Чезарой, которая якобы украла твою песню?
 
- Я нашел в Интернете информацию, что Чезара выступит на «Евровидении» со своей новой песней, и услышал собственную песню в дешевой обработке. Это звучало ужасно. Я написал эту песню, когда был гитаристом в группе Чезары. Покинув ее проект, я разрешил исполнять ей некоторые мои песни, но эту оставил за собой и запретил выступать с ней. Мало того, что Чезара заявила эту песню на конкурс, так она еще и присвоила себе авторство! Это было нагло и глупо!
 
Я позвонил на «Телерадио-Молдова» и сказал что песня моя, и я представлю доказательства. Когда я приехал на «Телерадио-Молдова», Чезара уже была там.
 
- Как тебе удалось доказать авторство?
 
- У меня были с собой авторские права, которые я, кстати, сделал, когда уже узнал, что песню украли. Песня нигде не была зарегистрирована. Я представил ноты и текст, поэтому меня оформили как автора.
 
Но на «Телерадио-Молдова» мне сказали, что по этой причине песню из конкурса исключить не могут, и предложили самим разбираться между собой. Они имели право снять песню с отбора только в случае, если она была опубликована ранее. Я сказал, что мы выступали с этой песней и дал диск с видеозаписью. У меня дома нашлась чья-то съемка на фотоаппарат нашего выступления на республиканском стадионе. Так что Чезару из национального отбора исключили.
 
- Странно, что санкций за саму кражу песни не последовало.
 
- Ну, в суд я не подавал. Потом в интервью она сказала, что сняла свою кандидатуру, потому что у нее очень «много поездок». Какие поездки?!
 
- Чезара писала свои песни?
 
- Насколько я помню - нет. Все они либо взяты у кого-то, либо куплены. Она достаточно профессиональный исполнитель, но профессионально сотрудничать так и не научилась. А вообще, для меня это уже давно забытая история.
 
- Как автор может обезопасить себя от подобных краж?
 
- Нужно регистрировать свое творчество и думать, с кем сотрудничать. Написал новую песню – зарегистрировал. Для этого достаточно показать ноты или аудиозапись, написать слова к песне. Хотя я еще не сделал права на все свои песни.
 
- Неужели этот случай тебя ничему не научил?
 
- Научил! Просто я еще не решил, под каким именем зарегистрироваться самому. У меня есть один псевдоним, Tommy Doze, но я сейчас думаю и над другим. Еще нужно группу девочек El Pepino Feliz зарегистрировать. Не хочу, чтобы у них возникали подобные конфликты.  
 
В музыкальном мире все настолько преходяще. Когда происходит какая-то ерунда, обязательно со всех сторон будут лить грязь друг на друга. У нас очень жестко ощущается конкуренция. Люди не хотят радоваться чужим успехам, потому что чувствуют свою ущербность. Молдова – бедная страна. Нам не хватает места для искусства. В Европе, в Америке много больших городов, концертных площадок. Для всех найдется место. У нас, если организуют концерт, желающих принять в нем участие – масса. А место есть только для нескольких.
 
- В этом году твои конкуренты – Наталья Барбу и Zdob şi Zdub. Как ты оцениваешь свои шансы на победу?
 
- Конкуренты – сильные, но я отдаю предпочтение в этот раз Паше Парфени. У него на самом деле выигрышная песня, и я думаю, он достоин победы. Моя песня в другом стиле и в рамках конкурса «Евровидение», наверное, уступает его. Тем более я не планировал заранее участвовать в отборе, просто решил попробовать. Песни у меня всегда есть подходящие.
 
- Есть ли у тебя какой-либо запасной план в случае провала на национальном отборе?
 
- Провала не может быть, поскольку я уже в финале, а в полной победе не нуждаюсь. Если выиграем – хорошо, если нет – ничего страшного. Я занимаюсь тем, чем должен заниматься: пишу музыку, живу ею. Успех точно приходит, если что-то делать. Не в этом году, так в следующем. Я стремлюсь к большей сцене, а попаду ли я на нее благодаря конкурсу «Евровидение» или чему-нибудь другому, не так важно.
Вера Джемелинская

Комментарии (0) Добавить комментарии