История

Три судьбы, три жизни, три истории

29.11.2008, 19:29
{Три судьбы, три жизни, три истории} Молдавские Ведомости
Преступление на острове КозИтальянский поэт и драматург Уго Бетти начал драматургическую деятельность в 1927 году пьесой "Хозяйка". Бетти писал драмы о морально-психологических проблемах, связанные, главным образом, с темой убийства или добровольного ухода из жизни, отмеченные религиозно-символической направленностью. Известность получили пьесы "Ночь в доме богача" (1938), "Потоп", "Преступление на острове Коз" (1946), "Игрок" (1951), "Беглянка" (1953). Он же
автор поэтических сборников с симптоматичными названиями: "Задумчивый король", "Мужчина и женщина", "Смерт", "Странный вечер".

Драма "Преступление на острове Коз" повествует о страстной мечте трех женщин, волею судеб оказавшихся на острове в отсутствие
мужчин. Это очень итальянская или, если смотреть шире, очень западноевропейская пьеса середины XX столетия. Все признаки на лицо: любовь - смысл, но и одновременно кошмар жизни (как не вспомнить слова Ницше: "То, что делается ради любви, происходит вне сферы зла и добра"); относительность нравственного и безнравственного, черного и белого, хорошего и плохого;
тотальное ненавистное одиночество и в то же время ужас перед любым вторжением извне в этот замкнутый мир; война полов и демоны секса. Человеку не уйти от своего прошлого, не дано научиться забывать, прощать, растворяться в другом человеке, уступать. Он бесконечно и непоправимо одинок.

Вот что говорит о своей постановке режиссер Илья Шац:

- Услышать тему спектакля и проникнуться ею не так просто, как кажется поначалу, что все можно объяснить известным любовным треугольником. Это не бытовая пьеса. Это поэтическая фантазия о том, как пробуждается в нас безудержная страсть, и как страсть, которую мы часто называем любовью, переворачивает представление о мире и о себе. Это спектакль, требующий от нас не поспешного морализаторского суждения, и ханжеского умолчания, а искренности и понимания того, что происходящее в сознании мужчины и женщины есть тайна.

Нет смысла пересказывать сюжет и задаваться вопросом, где и почему все это происходит. Все дело в том, чтобы внимательно вглядеться, вслушаться в откровения героев пьесы, и услышать тему одиночества, максимализма страсти, ревности и любви. Анжело (Константин Харет) одновременно праздный странник, ангел, соблазнитель и дьявол с порхающей белой птицей за спиной. Ее распахнутые белые крылья, как манящий поэтический образ неуловимого, таинственного предчувствия возможного счастья, нежного, кратковременного и одновременно трагичного. Женщины в пьесе представлены как три архитипических явления: Агата (Корнелия Шанцевая), одержимая идеей почти фанатического максимализма, стремящаяся к вечной любви, Пия (Марьяна Дроздова), для которой отношения с мужчиной - легкий флирт и удовольствие и Сильвия (Марина Сташок) впервые, робко со страхом и отчаянной решимостью, постигающая опыт взаимоотношений с мужчиной. Анжело для каждой из них - непреодолимый соблазн, открывающий их подлинную суть и подлинные желания. У этой фантастической истории не может быть счастливого финала. Bсе происходящее с Сильвией - это первое самоотверженное чувство, похожее на яркую вспышку, которая неизбежно угаснет, флирт Пии завершится скорой разлукой. А максимализм Агаты обернется смертью любви. На сцене Русского драмтеатра предстают три судьбы, три жизни, три истории, три глубоких размышления о том, что происходит с нами в разные периоды жизни".

В пьесе господствуют три женских персонажа, три грации: мать Агата и дочери Сильвия и Пия. Этот женский треугольник доминирует, властвует в пьесе и его пока не удается разрушить, и все трое влюблены в Анжело. Этот пылкий симпатичный молодой солдат, недавно прибывший с войны, ласков, любвеобилен, тем более, что все три дамы хороши собой. Он покоряет сердца женщин, и, будучи фаворитом, живет за их счет. Насытившись романом с Агатой, Анжело подбирается к Пии и Сильвии, забывая о женском коварстве. В итоге"случайно" погибает на дне колодца, и ни одна из женщин не спасает его, хотя порывы были. Такая "тихая смерть" без крика, слез, ненужных слез, в обычном колодце - не на поле боя. Анжело исчезает, растворяется в колодце так же странно, как неожиданно появляется в начале пьесы.

В постановке Ильи Шаца "Преступление на острове Коз" воспринимается спокойно, легко, в атмосфере игривого флирта, когда и смерть вроде не страшна и, главное, страсть. Но страсть не любовь: она опасна, кратковременна и быстро умирает, как и символ страсти женский угодник Анжело. За видимой легкостью скрывается трагедия трех одиноких женщин на забытом богом острове: они милы, красивы, интеллигентны, живут тем, что растят коз. Козьей шерстью заполнена сцена и души героинь, они обречены возиться с постылыми козами, а душа просит любви. Появление Анжело становится провокацией, искушением - легким, сладким, приятным. Но это всего лишь страсть, а не любовь. И три грации не могут разделить одну страсть на троих, не могут быть счастливы вместе. Их мучает ревность, общественная мораль, невозможность вырваться из рокового кольца: одиночество матери становится одиночеством дочерей - так суждено!

Елена УЗУН

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    афтар, выпей йаду!!!!!!!!!скучно! не рассказывай читателям о том, как воспринимаются тобою театральные постановки и грации актрис. лучше на видео сними. зачем тогда поставили раздел видео?????