Персона

Уничтоженная история, или В поисках молдавской Трои

04.10.2011
{Уничтоженная история, или В поисках молдавской Трои} Молдавские Ведомости
 
- Во втором сентябрьском номере мы писали о том, что минувшим летом под вашим руководством прошла Летняя археологическая школа. Археологи из восьми стран СНГ участвовали в раскопках двух уникальных археологических памятников эпохи палеолита и энеолита в селе Тринка, что на северо-западе республики. Проект финансировал Международный гуманитарный фонд СНГ. Проделана огромная работа. Что далось сложнее всего?
 
- Самыми трудными были всякие согласования. Археологической экспедиции, как единицы финансирования, не существует. Просто так найти машину нельзя – надо объявлять тендер. Заказать билеты на самолет – тендер. Даже, чтобы купить участникам Летней археологической школы молдавские сувениры, пришлось изрядно побегать.
 
Изначально проект предполагал первый заезд еще в июне. Деньги из Москвы пришли, но местный банк никак их не перечислял, якобы по причине проблем с конвертацией валюты. Чтобы начать работы хотя бы в августе, пришлось занимать деньги у знакомых.
 
- Наказать тех, кто задерживал деньги, никак?
 
- Нет, в Молдове нет закона о финансировании экспедиций: ни археологических, ни геологических, ни этнографических. Мы вынуждены оформлять участие в проекте как командировку. А командировка от экспедиции отличается в разы.
Командировка – это проезд, проживание и питание, а археологический лагерь – это целое хозяйство. Хорошо, что в доме, который мы арендовали, оказались плита и холодильник. Туалеты, душ, кухню мы построили сами. Столы я взял в примэрии.
 
Командировка по закону может длиться не более 60 календарных дней. А экспедиция – это три месяца и больше.
 
- Раскопки в Тринке будут продолжены?
 
- Надеемся. Обнаруженное трипольское поселение до сих пор не было известно и вряд ли может считаться ординарным. Наш коллега из Азербайджана кандидат исторических наук Элвин Алиев, участник Летней школы, пообещал принять долевое участие в финансировании Международной молодежной научной конференции и, возможно, продолжения раскопок в Тринке. Обещал содействие примар села Анатолий Гудумак. Мы надеемся также на помощь местных и зарубежных спонсоров.
 
- А где еще в Молдове есть памятники трипольской культуры?
 
- На территории Молдовы их более 600. И это только те, которые известны. А всего в нашей стране свыше 10 тыс. археологических памятников. У нас самая богатая территория на предмет памятников археологии. Многие народы оставили здесь следы своего пребывания. С будущего года должна начаться работа по созданию регистра, и тогда все наши памятники будут отмечены на картах.
 
- Что это даст?
 
- Скажем, какой-то памятник находится под частным виноградником (есть такие примеры) или в чьем-то огороде. Хозяин земли будет обязан сохранять археологическое наследие.
 
С нынешнего года вступил в силу Закон об охране археологических памятников, уже есть дополнения к Уголовному кодексу и Кодексу о правонарушениях. Там предусмотрены и наказания, вплоть до лишения свободы, и штрафы за разрушение или несохранение археологических памятников. Это очень хороший закон, он вобрал в себя самые современные достижения в области охраны культурного наследия, принятые в Евросоюзе.
 
- Обнаруженное поселение в Тринке снова засыпано. Почему?
 
- Мы возвращаем месту первоначальный вид, чтобы сохранить в неприкосновенности нераскопанные участки памятника. Иначе они будут разрушены дождями, ветрами, солнцем и… людьми.
 
- Черными археологами?
 
- Да нет, в наших памятниках золота и драгоценностей нет, так что особого интереса для таких личностей они не представляют. Речь о другом.
 
Север Молдовы - уникальная для Европы зона толтр, конусообразных известняковых холмов. Там есть карстовые образования, гроты, пещеры, с которыми бы археологам работать и работать. К сожалению, все это очень интенсивно разрабатывается индустриальным способом. Режут котелец, камень, щебень, взрывают все. В Брынзенах разрушено два грота. В Бурлэнештах после взрыва обвалился свод в одном из гротов, работать там теперь больше нельзя.
 
- А если законсервировать? Как в Старом Оргееве или в Сорокской крепости?
 
- Только хуже получается… Чтобы поддерживать памятники в хорошем состоянии, нужны специальные материалы, а их нет, средств тоже нет. Да и не нужно это никому в нашем государстве.
 
Вообще-то, мы обязаны копать там, где известно, что памятники будут разрушаться. В Джурджулештах мы успели раскопать два могильника периода энеолита. Нашли там много меди, сотни медных предметов, браслетов, колец... Тогда этот металл был дорогим удовольствием.
 
Раскапывался могильник позднегальштаттского времени – VII век до н.э. На нем богатое поселение черняховской культуры времени Великого переселения народов III–IV вв. н.э. Было несколько ям, где сохранились остатки семян злаков. Все ямы были обмазаны глиной, обожжены. Очень хорошие хранилища.
 
- Известно, что и Кишинев – место во всех смыслах историческое.
 
- В этом году мы составили карту археологических памятников муниципия, где отмечено более 70 памятников. Поселения, стоянки, клады. На Валя Морилор, например, мы копали палеолит и энеолит. Кстати, единственный случай, когда примэрия и Академия наук выделили на это деньги.
 
Прямо напротив центральной бани на улице Василе Александри есть двухэтажные дома. Они стоят прямо на поселении эпохи поздней бронзы.
 
На окраине Кишинева есть место, которое так и называется Кишиневское поселение. Оно дало название культуре, которая известна всем, кто занимается ранним железным веком.
 
Напротив Ботанического сада, в сторону аэропорта, снесена, к счастью, не до основания, группа из шести курганов. Церковь у цирка стоит на холме, позади которой сохранился огромный курган в пять метров высотой и диаметром более 60 метров. А в Дурлештах сколько памятников!
 
К слову, в Эрмитаже хранятся предметы, найденные в Бубуечах. Там было латенское захоронение (III – II вв. до н.э.), состоявшее из снаряжения конного воина.
 
- Это уже собственность Эрмитажа?
 
- Увы. Концештский клад и многие другие вещи, найденные в Молдове, остались в Эрмитаже.
 
- Кроме вашей Международной археологической школы где-то еще копают в Молдове?
 
- В прошлом году экспедиция из Санкт-Петербурга приехала копать в Дубоссарском районе. В овраге под названием Байраки нашли древние орудия труда, которые, судя по экспертизам, сделаны около миллиона лет назад. А ведь до сих пор считалось, что самое древнее поселение на территории Молдовы имеет возраст 550–600 тыс. лет.
 
- А обо всем этом детям в школе рассказывают? Учебники какие-то есть?
 
- В 2010 году увидел свет первый том из задуманного ранее пятитомника об истории Молдовы. Это фундаментальный труд, основанный на археологических материалах, богато иллюстрированный изображениями древних находок и музейных экспонатов. Его авторы - сотрудники Института культурного наследия АН и Кишиневского госуниверситета. Мы приглашали и коллег из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. А руководил работой тогдашний директор института Валентин Дергачев.
 
- А остальные четыре тома когда появятся? 
 
- Сейчас сказать не возьмусь. Возможно, когда здесь найдут новую Трою - чтобы поменять концепцию относительно последовательности культур и населения этой земли.
Наталья Силицкая

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Зато у нас есть Закон о вине и Пиве... Дебилизаторы в Парламенте ... опасность 1 для На-РОда.

  • x

    Итак, что мы имеем, господа ? А вот что : Финансирование изучения истории Молдовы никому не интересно в верхах, а черные копатели тоже плохие. Пусть себе все гниет в земле , зачем потомкам знать что их предки славяне, зачем потомкам вообще что-то знать. Так и живем ни себе , ни людям.