Персона

«В области фольклора мы восседаем «на золотом троне»

13.04.2012
{«В области фольклора мы восседаем «на золотом троне»} Молдавские Ведомости
 
– Мария, для многих поклонников фолк-музыки вы ассоциируетесь с проникновенным исполнением песни Galbenă gutuie («Желтая айва»). Как она попала в ваш репертуар?
 
– Музыку сочинила Ника Захария, исполнительница фолк-музыки из Румынии. Наши родные села разделяет Прут: в детстве и юности я жила на одном берегу, она – на другом. У этой композиции очень красивые, выразительные слова. Стихи написал Адриан Пэунеску.
 
Первоначально эту песню исполняла Стела Головко. Поскольку у нас с ней очень похожий тембр голоса, мне часто говорили: «Вот, это ты поешь». И не верили, когда я отвечала, что не я. В конце концов, я решила сама спеть эту песню, даже не предполагая, что она станет самой известной и популярной в моем репертуаре (который состоит, в основном, из моих собственных песен).
 
– В свое время Лику Гончар организовал Фестиваль бардов Galbenă gutuie. Там было столько ярких открытий! А стопка итоговых кассет с песнями участников до сих пор украшает фонотеки фанатов. Вы сами завоевали Гран-при на одном из выпусков. Почему же такой хороший фестиваль прекратил свое существование?
 
– До Лику у фестиваля были другие организаторы, он занимался его организацией несколько лет. Потом это делал Виктор Буруян. И затем они уже решили, что в Молдове больше нет исполнителей авторской песни и нет смысла организовывать фестиваль. Но я так не думаю. Я слышала и видела много молодых, интересных и самобытных исполнителей: они сами сочиняют и поют очень хорошие песни. Поэтому есть смысл возродить фестиваль.
 
Я была награждена Гран-при в 1991 году, на самом первом выпуске фестиваля. Участников тогда было очень много: Сильвия Григоре, Виктор Буруян, Сергей Финит, Юрий Садовник и др. Фестиваль тогда финансово поддерживала столичная примария.
 
Мы с известным бардом Юрием Садовником – соседи. Встречаясь или разговаривая по телефону, не раз обсуждаем возможности возрождения  фестиваля фолк-музыки. Но уже под другим названием. Воля и желание есть, нужно найти финансирование.
 
– В бардовских песнях на русском языке упор делается на будоражащие тексты, а музыка довольно простенькая. Популярность авторской песни всегда была связана с протестом и мечтой. В молдавской же авторской песне (и стихах, и музыке) много обращения к тонким движениям души, грусти, иногда уныния. С чем это связано?
 
– Я по образованию филолог, поэтому всегда делаю акцент на стихи. А мелодия рождается от того, что закладывалось в меня годами: в поездках по селам, от услышанных песен. Музыка придает определенный цвет и краски стихам. Я все время пою только то, что мне по душе, и что влияет на чувства.
 
У нас в бардовской песне тоже много монотонной музыки. На ежегодном фестивале в Бухаресте «Om bun» («Хороший человек») можно услышать другие – более современные ритмы. В наших песнях присутствует мелодичность и лиризм, идущие от природы и характера народа.
 
– Как часто и где вы поете?
 
– У меня бывают концерты в Филармонии. Аккомпанирует оркестр Folclor. Чаще всего сотрудничаю с дирижером Петру Нямцу. С ним и его музыкантами записываю песни. Он все время делал аранжировки для моих народных песен.
 
Три года назад я записала последний диск, и мне аккомпанировали шесть музыкантов из Folclor. Традиционно в Молдове были тарафы: от трех до пяти музыкантов, и я хотела, чтобы все было аутентично.
 
Кроме того, я участвую и пою в программе Vedete la bis («Звезды на бис») канале Moldova-1, в передачах на Jurnal TV, Prime, Noroc TV. Часто меня приглашают на различные культурные мероприятия, в том числе на творческие встречи.
 
– Мария, откуда у вас такая любовь к фольклору?
 
– Мои детство и юность прошли в Джурджулештах, на юге республики. Это очень красивое припрутское село. Оба моих родителя пели. Мама Дона сохранила свой выразительный голос – до сих пор молодой, и в свои 80 лет прекрасно поет. Папа Илья, работавший трактористом, слыл очень музыкальным: играл на кларнете, флуере. Он был влюблен в музыку. Мама могла целыми днями рассказывать сказки, петь баллады, дойны, песни, которым научила ее бабушка. Это хорошо, когда так все передается по наследству.
 
У нынешней молодежи – другие интересы. По статистике, фольклором интересуются или увлекаются только 10% населения. Моя дочь Даниэла, которая успешно окончила музыкальную школу, играет на пианино и поет, но профессионально это делать не собирается. У младшей дочери Родики тоже от природы хороший слух.
 
У меня были счастливые «шапте ань де акасэ». Нас, пятерых детей, учили работать, верить в Бога, что хорошо и можно, а что нельзя и плохо.
 
Юг Молдовы – вообще очень артистичный и музыкальный. И это все повлияло на мое личностное формирование.
 
– Не всем людям так в жизни везет: вы, работая в Академии наук, по сути, занимались своим любимым делом - этнологией?
 
– В результате издала четыре книги. В том числе этнофольклорную монографию о своем родном селе Giurgiuleşti, книгу Lin-Pelin, «Колядки с юга Бессарабии», а так же книгу «Интервью в до-мажоре» – сборник моих интервью с исполнителями народной музыки, со специалистами в области этнологии и этномузыкологии. Словом, с теми, на ком держится фольклор и этнография. В 2000 году издала альбом колядок«Vă colind Colindul Mare.
 
В ближайшее время увидит свет книга рассказов для детей Faţa soarelui («Лицо солнца»), которая будет представлена на Международном книжном салоне в Республиканской библиотеке им. Крянгэ. Рисунки сделала моя дочь Родика.
 
– В некоторых европейских странах фольклор уже вымер или остался на уровне фестивалей пива. А у нас в республике сохранились профессиональные коллективы народной музыки и танцев. По-вашему, это достижение или профанация?
 
– Вы правы, во многих европейских странах почти не осталось народного творчества. У нас нет успехов в экономике, зато мы очень богаты фольклором. И в этом смысле мы в Молдове «восседаем на золотом троне».
 
Но надо разделять истинное, аутентичное народное творчество и стилизованное. Очень многие сейчас сочиняют «под фолк». У нас почти в каждом селе есть ансамбль или тараф, в школах то же самое. Важно, чтобы в районе были методисты, которые бы координировали, «фильтровали» то, что должны исполнять дети. Не все то, что поет баба Иоанна или Катинка, годится.
Олег Дашевский

Комментарии (0) Добавить комментарии