Персона

Выбивая двери ногой

08.11.2011
{Выбивая двери ногой} Молдавские Ведомости
 
Ксения Симинчук работает в неправительственной организации по поддержке бизнеса и трудоустройства незрячих. У нее три высших образования. Муж и двухлетняя дочка. Но когда-то ее не хотели принимать в школу.
 
«Маме сказали, что девочка будет тормозить учебный процесс. Тогда я встала и прочитала наизусть огромный отрывок из «Евгения Онегина», – вспоминает Ксения.
 
Родители с раннего детства поняли, что у ребенка феноменальная память. В двухлетнем возрасте она садилась перед зеркалом и играла «в диктора», слово в слово рассказывая новости, услышанные по телевизору. Ксюша мечтала стать журналисткой.
 
Было решено, что девочку не будут растить как инвалида. В обществе слепых до недавнего времени не подозревали о ее существовании. «Мама боялась, что они испортят меня своей опекой. Родители хотели, чтобы я научилась бороться, кусаться и царапаться».
 
Необычная девочка в обычной школе
 
«Дети очень жестокие. Говорят то, что думают: называли косой, слепой». Подруги стеснялись брать с собой девочку на вечеринки. Она сама училась танцевать, брала уроки у хореографа. Пошла в музыкальную школу, чтобы на мысли об одиночестве не оставалось времени. Когда становилось грустно, Ксюша садилась за фортепиано и играла. Или пела: родители подарили музыкальный центр с караоке.
 
«Издалека мальчики видели, что я симпатичная, но как только подходили – в лучшем случае смущенно улыбались: «Бедная, что же ты в жизни делать будешь, кто же тебя полюбит! Наверное, будешь работать уборщицей». Столько оскорблений было. Девочки встречались с мальчиками и рассказывали об этом друг другу. А мне тоже хотелось! Приходила домой и говорила: «Мама, ну чем они лучше меня?», - вспоминает Ксения.
 
Она стала писать романы. В толстых школьных тетрадях. Ими потом зачитывался весь класс: «Любовь по контракту», «Любовь и голуби». Сочиняла стихи. Разумеется, тоже о любви. Участвовала с ними в литературных конкурсах.
 
Одна в столице
 
«Я всегда стремилась к самостоятельности. Закончив одиннадцать классов, уехала из Каушан и поступила в Кишиневе на факультет иностранных языков. Школьные обиды не прошли зря: характер стал жестче. Я поняла, что чем стервознее буду себя вести, тем уважительнее ко мне будут относиться. Конечно, это маска, и надо понимать, в какой ситуации уместно ее надевать. Но в университете я это мастерство отточила».
 
Отучившись пять лет, Ксения решила освоить менеджмент. Выбор пал на Академию при президенте РМ. «Контракт стоил пять тысяч. Мама сказала: «Мы заплатили за твое первое образование. Хочешь учиться – ищи возможности».
 
Я написала письмо президенту. Ответа все не следовало. Тогда позвонила ректору: «Понимаете, я очень хочу учиться!». Мне предложили пройти вступительный экзамен».
 
Войдя в аудиторию, Ксения трижды обошла помещение. Она не могла увидеть свободное место. Наконец, к ней подошла преподавательница: «А вы туда пришли? Точно? Это а-ка-де-ми-я…».
 
После теста пригласили на интервью. Когда очередь дошла до нее, Ксения встала и сказала, что место ей именно здесь, потому что в будущем она хочет вести проекты, которые помогут людям с ограниченными возможностями зрения. «Может, со временем я буду лоббировать интересы незрячих в парламенте». – «В парламенте?!». – «Да, в парламенте».
 
Пробиваясь в журналистику
 
Диплом Ксения защитила на десять. Но после двух лет в академии поняла, что теперь она может вернуться к мечте детства.
 
Узнав о наборе на годовой курс в Высшую школу журналистики, Ксения решила заполнить анкету. Ее пригласили на интервью. «Я сидела одна – а они все напротив, немного выше, и рассматривали меня. А потом стали задавать вопросы: а как вы учились? Ваши права ущемляли? Что вы знаете о журналистике? К какой партии принадлежите? Румынским владеете? А как вы считаете, это румынский или молдавский язык?».
 
После интервью отобранные кандидаты должны были пройти тест. Вот только тест был не на бумаге, а на компьютере. Ксения практически не умела им пользоваться. Да и на маленьком мониторе ничего не было видно.
 
«Я позвала наблюдателя:
– Можно от руки напишу?
– Что?! Как вы учиться собираетесь? У нас все сдают статьи только в напечатанном виде!
– А я учусь, я на курсы пошла, я быстро научусь.
Ни на какие курсы я тогда, конечно, не ходила».
 
Эта школа стала настоящим испытанием для слабовидящей девушки: «Микрофон, камера – вперед! Сидела вечерами, уставшая, с чашкой кофе, потому что к утру все должно быть готово. Работала. Все одногруппники были очень амбициозными. Я тянулась за ними и многому у них научилась».
 
Вы нам не подходите
 
Теперь появились новые мечты: поехать на стажировку за границу, работать там журналистом, осваивать профессию. Но, не успев закончить курс, Ксения забеременела. «Муж и родители уговаривали оставить ребенка. А я как раз написала статью об абортах, да еще по телевизору наткнулась на фильм и передачу о прерванной беременности. Видимо, судьба».
 
Почти до самых родов Ксения продолжала работать. Но с рождением дочки пришлось обо всем забыть и уехать к родным в Каушаны. В декретном отпуске она выдержала десять месяцев. «Все приходили домой с работы, а я должна была сидеть взаперти. Я сказала: «Вы понимаете, что я вас всех скоро поубиваю! Не создана я быть домохозяйкой. Лучше устроюсь на хорошую работу и найму няню».
 
Ксения вернулась в Кишинев. Постоянную работу найти никак не удавалось. Она писала для газеты. Нашла троих учеников, которым преподавала английский. Двум женщинам делала массажи. Денег не хватало. К семье приезжала только на выходные. За это время она очень похудела, но мириться с тем, что только муж зарабатывает, не могла.
 
«Мое резюме всем нравилось. Но стоило прийти на интервью – видно же, что у меня плохое зрение – начиналось:
– A что, вы совсем не видите?
– Вижу!
– А как вы работаете за компьютером?
– Нормально: увеличиваю все.
– А вы быстро печатаете?
– Учусь.
– Нет, нам надо, чтобы все было быстро».
 
По закону инвалиды первой группы могут работать только шесть часов в день, причем с зарплатой за обычный, восьмичасовой. «Никого это не устраивало. Я вот так прошла интервью десять: у вас все хорошо, но вот зрение плохое. Два работодателя мне заявили, что я не должна искать работу нигде, кроме как в обществе слепых. Я говорила: вы еще услышите обо мне и пожалеете, что не взяли на работу! Конечно, много плакала».
 
Уже почти год Ксения работает в неправительственной организации и помогает другим людям с ограниченными возможностями зрения стать предпринимателями и работать на себя. Она полна идей и планов, постоянно ездит на форумы и конференции. Недавно была избрана заместителем председателя молодежной ассоциации незрячих. Сейчас Ксения готовит два проекта – специальная школа английского языка и серия ток-шоу на одном из молдавских каналов об успешных людях с ограниченными возможностями.
 
«Я всего добивалась сама. Сейчас у молодых ребят есть все: и ноутбуки с брайлевской строкой, и различные реабилитационные центры. У меня ничего этого не было. Зато я научилась драться: открывать двери надо не руками – их надо выбивать ногой. Мне всю жизнь приходится так поступать. Но то, что не убивает, делает нас сильнее».
 
Вера Джемелинская

Комментарии (0) Добавить комментарии