Юрий Рошка: «Не нужно лезть в окопы, чтобы строить будущее»
15.11.2011
– На прием в честь вашего юбилея гости шли плотным потоком целый день. Какие подарки понравились больше всего?
– Поэт Борис Мариан сочинил в мою честь иронический стишок. Журналист Миша Лупашко «написал в подарок» интересную статью. Виктор Боршевич растрогал неожиданной публикацией. Но я был рад не столько подаркам, сколько людям. Смог увидеть, кто мне друг, а кто нет. Ведь я сейчас не в должности. Когда в течение 15 лет я был депутатом, дважды – вице-председателем парламента, ко мне приходили с определенной целью, как к бюрократу. А тут однозначно явились только те, кто испытывает ко мне теплые чувства.
Я был рад и ребятам из правительства: премьеру Филату, вице-премьеру Лазэру, и ребятам из парламента. Приехали башкан Михаил Формузал, председатель Федерации футбола Павел Чобану, бывшие премьеры Брагиш и Тарлев. Мой друг Георгий Дука, президент АН, прислал поздравление (он был в отъезде). Понравились слова Виктора Степанюка: «Хочу сказать перед прессой, что многому научился у Юры». Если было столько народу, значит, я еще интересен.
– Как ощущаете себя вне политики в течение уже двух лет?
– Нельзя сказать, что я остался вне политики. По моей инициативе в ХДНП проведена реформа, у нас новая команда правления. Я один из членов команды и в то же время занимаюсь академической работой. Пытаюсь поставить на ноги что-то типа тренинг-центра, неправительственную организацию, которую назвал Народным университетом. Буду по совместительству заниматься воспитанием молодых лидеров.
Приготовил 20 тем, разрабатываю курсы. Надеюсь, через месяц-два дадим старт этой институции, где будут обучаться люди, желающие понять, как научиться масштабно видеть, что такое политика и нормальное мировоззрение, экономика, социология, Святое Писание... Все будет основываться на христианской вере. Они получат практические навыки, как строить команду, что такое «лидерство», общение и т. д.
– Когда вы кардинально поменяли свое отношение к прежним врагам и поддержали их, стало ли вам легче?
– Это был тяжелый и мучительный для меня процесс. Не потому, что боялся прогадать. Я думал о том, как помочь своей стране, хоть это и звучит высокопарно. В 2005 году выборы закончились 6 марта, очень тяжелые для нас. До 4 апреля я размышлял, консультировался и здесь, и за рубежом: как сделать так, чтобы стабилизировать политическую ситуацию в стране? Чтобы наши конфликты не переросли в кровавые побоища или долгосрочный кризис. Наши отношения с Ворониным не всегда были гладкими. Но они были честными и открытыми.
Сегодня многие уже поняли: даже если я был неправ, а моя критика была с перехлестом, то это было искренне и от души. Я так чувствовал и понимал на тот момент, исходя из уровня моей информированности и того, что человек я вспыльчивый и говорю иногда больше, чем надо.
– В чудеса верите?
– 21 октября 2000 года я попал в автокатастрофу. Водителя зовут Дину. Спасаясь от лобового столкновения с фурой, нарушившей правила, наша машина вильнула в сторону и на всей скорости врезалась в бетонный мост. Мы дважды перевернулись, как в кино, свалились в кювет, и машина сразу загорелась. Выбравшись из нее, мы с Дину еще метра три летели под откос! Но ни я, ни он не получили даже царапины!
Потом выбрались на дорогу и стали голосовать. Проезжающие машины останавливались, люди с ужасом смотрели вниз на догорающую машину и рассуждали, погибли все или кто-то выжил. А мы были целехонькие.
Когда добрались до Бухареста, я зашел в церковь, помолился, поставил несколько свечек, купил крестик и дал Дину. Он хранит его до сих пор.
– Протестное поведение совместимо с христианским смирением?
– Не жалею о своей бунтарской молодости. На перекрестках истории такие, наверное, нужны. Нормальные люди не меняют исторический процесс. Зато такие ненормальные, как я, по всему бывшему Союзу тряхнули империю. Для меня есть несколько святых вещей, и я их всегда соблюдал. Наши методы были легальными, мирными и демократическими.
– Вас недавно выбрали на должность председателя Ассоциации христианских демократов Восточной Европы. Чем будете заниматься?
– В условиях глобализма и материалистического общества накопилось немало псевдоценностей. Знаете, у бывших коммунистических стран и республик СССР больше шансов вернуться к христианским ценностям, чем у ЕС и США. Говорю об этом с сожалением, так как у меня много друзей на Западе. Там сегодня христиане ведут себя как партизаны. Им уже невозможно сказать: «Я не буду этого делать, так как это против моей веры».
– Слышал, вы книгу готовитесь издать. О чем она?
– Это подборка моих статей и выступлений: на румынском, частично на русском и английском, а также интервью. Я назвал это субъективной политической историей республики последних 20 лет. Надеюсь, она выйдет в свет месяца через три.
– Что такого есть в Молдове, чего нет нигде?
– Для меня никакие горы, моря и океаны не могут сравниться с нашими холмами. В любой стране на третий день меня такая тоска берет – страшное дело! Сочувствую всем нашим соотечественникам, которые работают за рубежом. Они вынуждены притворяться, будто им там хорошо. Это такой душевный надлом...
Кто мы: часть Румынии, Украины, России, Турции? Нет, мы – маленькая страна, но не нужно комплексовать. Так давайте же брать пример с тех, кто умеет лавировать между геополитическими интересами и знает свою историю. Да, она трудная: много крови, несправедливости. Но не нужно залезать в окопы, чтобы строить будущее. Надо жить дальше.
– На вас было несколько покушений. Страх преодолели?
– Я человек неудобный. Сделал столько разоблачений в парламенте, сколько не сделали все депутаты с 1990 по нынешний год: с конкретикой, цифрами, описанием схем. И если большие начальники, от президентов до министров и прокуроров, не сели в тюрьму, это не значит, что Рошка был неправ. Просто следственные органы – под их контролем. А за хорошие деньги можно купить любого прокурора и судью. Когда человеку показывают, сколько и как он украл – ему неприятно, и он тебя ненавидит. Но если выжил, видимо, Господу угодно, чтобы я еще пожил.
– Каковы планы на будущее?
– Буду по-прежнему работать как журналист, помогать становлению и укреплению нашей партии, влиять на политические процессы, общаться с властью, чтобы помочь Молдове. Мне уже поздно менять привычки. И я не привык выходить из игры или бездельничать.
– Как вы проводите праздники?
- Читаю. Курорты, рыбалка, охота не по мне. Когда есть несколько свободных дней – пропадаю среди книг, общаюсь с детьми. На всякие свадьбы-кумэтрии хожу, но порой чувствую себя там не очень уютно.
***
«Уверен, мои дети меня в дом престарелых не сдадут, – говорит Юрий Рошка. - Старшему сыну Штефану сейчас 27 лет, закончил социологию в Бухаресте и сразу приехал домой. Великолепно говорит по-английски, по-французски. С коллегами по школе и факультету занимаются какими-то экономическими проектами. Я неслучайно настаивал: пусть едут учиться в Бухарест, в Европу, США, Россию – куда угодно. Но потом должны вернуться домой. Дочь Руксанда (23 года) учится в Бухаресте. Но работает в Кишиневе, в фирме, которая занимается инфраструктурой, дорогами, проектированием. Сама зарабатывает себе на жизнь. Перешла на заочное, потому что знает, что мне нелегко ее содержать. Младшая Оана Симона учится в 7 классе. Пишет картины, танцует, поет в хоре, ходит в музыкалку, учит английский и французский.
Новости по теме
- 26.09, 06:00
- 23.09, 06:00
- 19.09, 06:00
- 12.09, 06:00
- 12.09, 06:00
- 05.09, 06:00
- 25.07, 06:00
- 18.07, 06:00
- 18.07, 06:00
- 01.07, 06:00
Комментарии (5) Добавить комментарии
Новости по теме
- 26.09, 06:00
- 23.09, 06:00
- 19.09, 06:00
- 12.09, 06:00
- 12.09, 06:00
- 05.09, 06:00
- 25.07, 06:00
- 18.07, 06:00
- 18.07, 06:00
- 01.07, 06:00
Давно ли вылез из окопа ?Перебинтованная ж...а .Не можешь , признанный калека ,Дождаться участи Алеко ?
Кстати, якобы покушался на Рошку несколько лет назад никто иной, как Пасат. Скоро мы будем свидетелями судебного заседания по этому поводу: Валерий обвиняет Юрия в клевете.
Отличная статья А на снимке именинник держит фотоколлаж, подаренный ему во время праздника. К коллажу прилагался веслый стишок. Не знаю, как предыдущим комментаторам, а мне Рошка очень симпатичен. С ним можно говорить на любые темы, он добродушен и искренен.
Господин Рошка говорит о демократичности и легальности методов его партии. Но забывает о том, что именно активисты "Народного фронта" лет 18-20 назад избивали русскоговорящих людей на своих националистических митингах. Под гробовое и одобрительное молчание своего руководства.
Юрий Рошка - слишком противоречивая личность, чтобы я мог высказать о нем некое единое суждение. В свое время лидера ХДПН называли "ручным русофобом" экс-президента Воронина. Однако сам герой интервью часто посещает всякие чисто русские тусовки и с некоторых пор числится там "своим парнем".Мне кажется, что упор на христианство на самом деле не делает много чести Рошке. Потому что он, в качестве "неудобного персонажа", успел осудить многих людей, преступив при этом заповедь Иисуса: "Не судите, да не судимы будете".