Персона

«Зори» срывали природные диверсанты

03.09.2010
{«Зори» срывали природные диверсанты} Молдавские Ведомости
-          Фильм «А зори здесь тихие» до сих пор увлекает и волнует. Как вы думаете, в чем секрет?
 
-          Возможно, в том, что картину делали люди не просто талантливые, но сами прошедшие эту войну. Станислав Иосифович Ростоцкий ушел на фронт в первые дни фашистского вторжения и там же встретил Победу. Он был тяжело ранен, его чудом спасла девочка-санитарка - на своих плечах перетащила через линию фронта в ближайший медсанбат.
 
Воевали и директор фильма Рималис, и главный художник, и парикмахер – многие в съемочной группе были не просто очевидцами, а участниками Великой Отечественной войны. Поэтому фильм получился настоящим, неравнодушным.
 
-          Съемки происходили в Карелии в лесной местности. Вряд ли живая природа подстраивалась под замыслы людей, наверное, с этим были связаны какие-то трудности.
 
-          Трудностей была масса. Мы объездили Карелию вдоль и поперек, забирались в такие дебри, куда приходилось, фактически, прокладывать колею для доставки съемочной техники и тянуть электричество для осветительных приборов.
 
Но самым сложным оказались… гадюки и комары. Ростоцкий нашел место, идеально подходящее для съемок одного из эпизодов – каменную гряду, а она кишмя кишела змеями. Отказываться от места режиссер не стал, и пришлось выживать гадов.
 
Ну а комары просто срывали съемки! Это сейчас можно сразу отсмотреть снятый материал и понять, получился дубль или нет. А тогда процедура была достаточно сложной: весь отснятый материал отправляли в Москву на поезде или самолете, там его проявляли и пересылали назад. Так вот, мы ждем материал в полном убеждении, что все сделано хорошо, и тут выясняется, что в центре кадра крупным планом… большущий комар, летает и жужжит. Вот из-за такой мелочи приходилось всю работу делать заново.
 
-          Один из самых сильных эпизодов в фильме – переход через болото. По-настоящему шли?
 
 
-   Самым что ни на есть настоящим. Оно тянулось вдоль границы между Карелией и Финляндией. Это место по-настоящему военное, там во время финской войны переправлялись лазутчики, переодетые в женскую одежду, бабушек, якобы ходивших за морошкой на болото.
 
 Конечно, перед съемками для нас специально организовали проход – пометили тропу вехами. Шаг в сторону от этих меток мог закончиться трагедией. Поэтому на всякий случай артистов подстраховывал целый батальон солдат – случись что, тут же придут на помощь.
 
-          Насколько мне известно, на съемках вы познакомились и даже подружились с Василием Макаровичем Шукшиным и Лидией Николаевной Федосеевой-Шукшиной.
 
-          Я подружилась с Лидией Николаевной. Василий Макарович с нами не был. Он только часто звонил, требовал Лидию Николаевну назад. Сейчас она часто рассказывает о том, как они не могли расстаться даже на  короткий срок.
 
Ростоцкий пригласил Федосееву-Шукшину на эпизод, она должна была сыграть простую деревенскую бабу. Ее уже начали снимать, когда Шукшин обрывал все телефоны. Звонил Ростоцкому – требовал отпустить актрису в срочном порядке, потому что он приступает к съемкам своего фильма «Калина красная», ругался с Лидией Николаевной -  кричал «хватит там гулять, давай возвращайся к мужу, к детям».
 
В результате, Федосееву-Шукшину, которая, кстати, блистательно работала на своем эпизоде, пришлось отпустить, и пригласить другую актрису.
 
-          И все же «Зори» были сделаны очень быстро по тем временам.
 
-          Да. Обычно тогда съемка короткого двухсерийного фильма занимала не менее двух лет. Ростоцкий решил снять картину за полгода, и в этот срок он сумел уложить основные съемки.
 
Когда мы спрашивали, зачем так торопиться, он отшучивался: «Потому что вы скоро замуж выйдете, начнете детей рожать – что мне с вами потом делать. Нет, лучше мы вас снимем, пока вы свеженькие, молоденькие, хорошенькие».
 
-          Наверняка это большая удача для актрисы, такое начало профессиональной деятельности – хороший режиссер, хороший фильм?
 
-          Несомненно. Для меня «А зори здесь тихие» были творческим становлением. Я начала свою творческую жизнь с очень высокой планки, и все, что потом происходило  в моей жизни, я соизмеряла с этой работой и всегда старалась подтянуться туда – вверх.
 
       Юрий Васин
 

Комментарии (0) Добавить комментарии