Персона

Андриано МАРИАН: «Народу нужна «дегустация» высокого искусства»

20.02.2013
{Андриано МАРИАН: «Народу нужна «дегустация» высокого искусства»} Молдавские Ведомости
Дирижер Андриано Мариан вошел в десятку молодых людей Молдовы, которых перед Новым годом заметила и оценила денежной премией высшая власть республики.
 
За что конкретно вас премировали?
– Это связано с созданием мною Кишиневского молодежного оркестра Chişinău Youth Оrchestra. С музыкантами от 14 до 28 лет репетируем сложные программы и концертируем. Если говорить о ребятах, которые всегда согласятся играть, то их у нас человек 80. Просто некоторые живут не в Кишиневе. У нас есть юные инструменталисты из Румынии (Ботошань, Сучава, Яссы). Они едут к нам, потому что подобных оркестров на их территории нет. Есть аналогичный в Сибиу и Бухаресте. Но Кишинев для них – ближе. Приехали также наши соотечественники, которые учились по всему миру: в Великобритании, России, США, Австрии, Финляндии, Румынии. Это большой плюс для нас. Они общаются с местной молодежью, информируют ее о новых веяниях, идет обмен опытом.
Частью я был премирован за наше участие в летнем творческом лагере в одном из санаториев Вадул луй Водэ, в который съехались коллективы из разных стран, состоящие из ребят до 30 лет. В течение недели с лишним мы интенсивно занимались музыкой. Работали в хороших условиях, на чистом воздухе. Устроили четыре  концерта под открытым небом и в концертных залах. Мы подготовили 20 произведений.
 
Какой-нибудь дуэт организовать – хлопот не оберешься. Нужны психологическая притирка, спонсоры, импресариат. А тут – целый оркестр создан на ровном месте. Откуда у вас, Андриано, столько творческой энергии?
 – Моя мама Елена Мариан – энергичный, деятельный и амбициозный человек. Наверное, это через кровь передалось. Она – дирижер хора и заметная фигура в академической музыке.
 
Кто подал вам идею создания молодежного оркестра? Стало жаль начинающих инструменталистов, 16 лет обучавшихся музыке, чтобы потом нигде не найти работу?
– Первотолчок был изнутри. Я прислушался к своему коллеге из Румынии, где учусь, начиная с 2008 года. Его зовут Габриэль Бебешеля. Это очень перспективный дирижер. Он создал в городе своего детства такой вот юношеский оркестр в Сибиу. Я стал думать о том же. Искал деньги разными способами. Обращался в различные европейские фонды, спонсирующие культурные программы. Два года ничего не получалось. В конце концов мою идею одобрили в Министерстве молодежи и спорта.
Плюс я много путешествовал с мамой по разным странам, побывал на множестве фестивалей музыки и хоровых конкурсов. И увидел, что надо что-то заимствовать у западного мира.
Что касается безработицы среди молодых музыкантов, так с работой у нас во всех сферах сейчас сложно. Задачей номер один для меня было не просто обеспечить способных ребят и девушек работой, а создать профессиональный коллектив. Думаю, сегодня у нас это получилось. Уже накопился определенный опыт игры в таком большом организме, как симфонический оркестр.
 
От каких воспоминаний вас бросает в дрожь, а какие вызывают приятные чувства?
– Тяжело было собрать оркестр в 2011 году. Когда в марте мне позвонили из министерства молодежи и спорта с хорошей новостью, я приступил к набору инструменталистов. Мне был 21 год, и я толком не знал, как это делать. Помогала интуиция. Сложно было собирать людей. Я обзвонил весь Кишинев, искал, убеждал. Меня здесь не очень-то знали, у молодежи не было большого ко мне доверия. Но теперь, чтобы попасть к нам, надо пройти прослушивание. При отборе для меня также важны человеческие качества.
А из красивых воспоминаний – это первые впечатления, когда дирижировал оркестром, а потом смотрел видео. Захватывающее чувство демиурга, творца прекрасного. Иногда даже не верится, что все так получилось!
 
Говорят, музыканта легко отличить в толпе. Согласны с этим?
– Думаю, что людей, служащих культуре и искусству, может, сразу и не разглядишь. Но если присмотреться повнимательней, то поймешь: они – другие. Одухотворенность отпечатывается на лице. Это точно.
 
С чего началась ваша музыкальная карьера?
С 6 до18 лет я держал в руках трубу. Она научила меня работоспособности, и до сих пор меня многое с ней связывает. Но, конечно, то, кем я стал сейчас – это труд моих педагогов.
Во всякой области педагог очень важен. Таланты есть во многих людях, но не все это знают. Педагог призван перфекционировать, выявить этот талант. Я говорю про первые классы, когда именно учитель формирует музыканта. Как сказал мне мой преподаватель Василе Чубук, настоящий педагог никогда ничего не ждет взамен. Он отдает все, что у него есть, безвозмездно.
Другой педагог, Татьяна Лупан, стала моей второй матерью. Мы с ней подолгу говорили о музыке и жизни. Интеллигентнейший человек. Я всегда буду помнить ее уроки. Татьяна Андреевна всегда говорила с нами как-то по-особенному. Она учила нас, каким должен быть артист в обществе, воспитывала высокий художественный вкус. Она знает все о лучшей музыке, лучших дирижерах и оркестрах.
 
Где репетируете? Есть ли реальный заработок?
– В основном репетируем в филармонии и органном зале. Конечно, мечтаем о своем репетиционном зале и маленьком офисе – месте для постоянных встреч и нормальной работы. Я  стараюсь, чтобы у юных музыкантов были какие-то гонорары – с учетом их рвения и того факта, что работают часами. Главное – создать как можно более хорошие и комфортные условия для музыкантов.
 
Что исполняете?
– Примерно 70 процентов репертуара – классическая музыка. Играем и традиционный жанр. К примеру, недавно участвовали в фестивале колядок. А во время недавнего «Gala tineretului» мы играли качественную коммерческую музыку. Это были ремейки Майкла Джексона, группы Bon Jovi и др. – их симфонические версии. В этом смысле мы достаточно гибки. Но предпочитаю классику.
 
О каких сценических площадках мечтаете?
 - О Лондонском «Альберт-холле», где ежегодно проходит серия «променадных» концертов BBC-proms. В амстердамском «Консертгебау». Но даже если госоркестры балканских стран там не выступают, то что говорить о нашем? Однако это мечта любого дирижера – играть в Лондоне, Вене, Амстердаме ...
 
А в сельских клубах и домах культуры не хотели бы сыграть Моцарта, Шостаковича, Бетховена?
– В прошлом году играли в Кагуле, открыв акцию, нацеленную на распространение классической музыки в районах. А затем в Оргееве. Я бы хотел, чтобы началась компания (и неважно – с нами или кем-то другим), нацеленная на пропаганду музыки крупных композиторов: чтобы она слышна была повсюду. Потому что сейчас эта тема табуирована, словно тема про НЛО и пришельцев. Дай Бог осуществить эту идею в будущем. У нас в стране только одна филармония. В Румынии их – 12. Нужно как минимум по филармонии в Бельцах и Кагуле. Увы, об этом можно только мечтать... В Молдове на культуру выделяется 200 миллионов лей – 1 процент от бюджета. А в нормальных странах – минимум 7.
Чтобы нести культуру народу, нужна государственная воля. Но и сами люди должны стремиться в театры, музеи, на концерты. Сейчас же в РМ востребован, в основном, фольклор. А еще народ хорошо посещает ночные клубы, фестиваль вина...  
Мы делаем концерты на открытом воздухе, чтобы люди приобщались к прекрасному и говорили потом: «Я снова хочу слушать эту музыку». Нужны хорошие культурные акции, чтобы дать человеку возможность «продегустировать» высокое искусство. Но чтобы были заполнены залы, надо чтобы и мы, музыканты, шли на работу как на подвиг...
Олег ДАШЕВСКИЙ

Комментарии (0) Добавить комментарии