Персона

Антон Константинов: «Снайперу, который стрелял в меня, я бы сказал спасибо»

15.05.2013
{Антон Константинов: «Снайперу, который стрелял в меня, я бы сказал спасибо»} Молдавские Ведомости
Потому что боевой задачей молодого комвзвода, молдаванина-сапера Антона Константинова, было подрывное дело - минирование полей. Равно как и очищение их от мин, а также обезвреживание неразорвавшихся бомб и снарядов. А всего этого в многострадальном городе на Волге было не счесть.
 
...Он родился 90 лет назад знойным августом в деревне Владимировка Слободзейского района в семье смирных и работящих крестьян. Совсем обычный мальчонка был, не вундеркинд. Вот только страстью, редкой для села, страдал - безумно любил читать. Жадно глотал что ни попадя. Притыкался с книжкой в уголок каждый свободный часок. И хотя в школу пошел не в 7, а в 6 лет, учился лучше других. Был активистом и даже выступал с речами на мероприятиях.
 
Взрослые, заметив эти способности, начали парнишку продвигать и «растить»: после семилетки направили на курсы пионервожатых. Но уже через неделю неутомимый книголюб записался на учебу в харьковское культпросветучилище.
 
В воскресное июньское утро 1941-го будущие просветители играли на спортплощадке в волейбол. И тут как гром среди ясного неба прозвучали из динамика слова Молотова о начале войны. Пацаны тут же помчались записываться в добровольцы, но их резко осадили: "Не морочьте голову, марш домой!».
 
Итак, вместо фронта мальчишек ждал близлежащий совхоз и уборка урожая. И все же кто ищет, тот находит. Немцы наступали, поэтому понадобилось срочно перегнать огромное коровье стадо на восток. В числе самых шустрых мальчишек Антон верхом на лошади отправился в путешествие - без карты, наугад, и все ж доставили мычащий «ценный груз» в какой-то колхоз на Дону. А сами немедленно рванули в военкомат. И теперь уже к его возрасту никто не стал придираться.
 
Долго ли, коротко ли, наш герой оказался слушателем московского военно-инженерного училища, где мальчишек обучали по ускоренной программе. «Нагрузка была сумасшедшая, занимались днем и ночью, - рассказывает Антон Сидорович, - но мне было очень интересно изучать такие темы, как преодоление водных препятствий, наведение мостов и понтонов, установка проволочных заграждений и, основное, - минно-взрывное дело». Вскоре хлопцу присвоили звание младшего лейтенанта и в августе прямиком отправили в Сталинград.
 
Добрались они до нужного места, стали ждать парохода, и тут образовалось несколько свободных часов. Ребята решили напоследок оттянуться на местной танцплощадке. Шестеро так увлеклись общением с барышнями, что опоздали на пароход. Кинулись догонять товарищей попутками, да напоролись на фашистов. И все были убиты. Антон же вместе с остальными в кромешной темноте, под бомбежками, добрался на пароходе до города, а потом и до своей части. Фашистские самолеты в те месяцы дневали и ночевали в сталинградском небе, засыпая город авиабомбами.
 
Так началась 5-месячная «сталинградиада» нашего героя, назначенного командиром 1-го взвода минных заграждений и особой техники 3-й роты 152-го батальона 16-й отдельной инженерной бригады спецназначения. Он научился ходить «на лезвии взрыва» и быть со смертью на «ты»...
 
Под его началом было 49 опытных, профессиональных саперов, все - старше его. В памяти отложился день 19 ноября - начало сталинградского сражения. Почва гудела как при землетрясении. Все виды оружия были задействованы с обеих сторон в ужасающих количествах. В той битве был сломан хребет фашистскому зверю, именно оттуда погнали его аж до самого Берлина. В память не могли не врезаться 30-градусные морозы. Дважды обмораживался — растиранием еле спас подбородок и щеку. Минировали танкоопасные проходы. Разминировали их для наших разведчиков и потом опять минировали... Работали только по ночам.
Однажды не закончили устанавливать мины, как вдруг из лесу выползла колонна из 15 немецких танков. Ревущие стальные махины стерли бы ребят в порошок, но тут первые два «тигра» удачно подорвались. Вдобавок артиллеристы подбили еще два. И колонна убралась восвояси.
 
Как-то, отправившись на задание, в тумане наткнулись на какие-то силуэты. Оказалось, прет немецкий танк в кольце автоматчиков. «Немцы учуяли нас и открыли беспорядочный огонь. Пришлось отползать обратно. Вваливаемся в окопы, стряхиваем с себя снег, и тут появляется командир роты: "Константинов, ты живой? Поздравляю, тебе присвоено звание лейтенанта!" - вспоминает наш собеседник. - А в середине января 1943 года, когда нам приказано было прикрыть очередной участок, мы обнаружили, что этот участок - ровное, как стол, заснеженное поле. И только одна на нем чернеется точка — лежащий на боку подбитый фашистский танк. И вдруг оттуда раздается выстрел. Стоявший рядом со мной высоченный красавец-ленинградец Харитонов упал как подкошенный. Снайперской пулей ему разворотило живот. Умер через несколько минут... Все залегли. Фашист не давал поднять головы. Надо бы ночи дождаться. Но мы лежа полили его огнем, установилась тишина. Как потом оказалось - обманчивая. Я осмелел, привстал на колено и ну строчить. И сразу получил порцию свинца. Но или снайпер поспешил, или мой ангел-хранитель его толкнул, только пуля попала не в жизненно важный орган, а перебила мне кисть руки и навылет прошила бок в сантиметре от печени.
 
Так я попал в медсанбат. Почему-то запомнилась дикая боль, когда у меня из раны доставали ворсинки от шерстяной перчатки... Если б я сейчас встретил того снайпера, то, честное слово, расцеловал бы его и сказал спасибо за ротозейство, спасшее мне жизнь. А то давно сгнил бы».
 
Санитарный эшелон доставил Антона в госпиталь в Саратов, где его «подлатали» и, признав ограниченно годным, вновь отправили на фронт инструктором.
 
Уже в мае его батальон отправили на разминирование Сталинграда. Расквартировали в подвале дворца пионеров, рядом с универмагом, в котором пленили фельдмаршала Паулюса. Цвести деревьям и зеленеть травам той весной не довелось — город был выжжен! Рыжая от ржавого железа земля хрустела под ногами. «Два месяца мы очищали Сталинград. Что творилось на Мамаевом кургане! Казалось, он был закатан в слой из осколков металла. А сколько пришлось утилизовать неразорвавшихся бомб и снарядов! Приходилось учить новичков обезвреживать немецкие мины с хитростями и сюрпризами - проволочными растяжками».
 
Уму непостижимо, как эти люди преодолели нормальный человеческий страх перед таким грозным и коварным орудием убийства, как мина? «Да, надо мной словно кружил ангел-хранитель. Вспоминается удивительный случай: один пехотный командир созвал на совещание офицеров - человек  15. Я задержался и со всех ног бегу к ним. Не добежал чуть-чуть - и тут на моих глазах снаряд падает прямо в эту группу и на клочки рвет их...».
 
По словам нашего героя, секрет тотального, необъяснимого бесстрашия был в том, что каждый из сотен тысяч советских воинов всех национальностей верил, что врагам ни за что не победить нашу страну. Лично он не упомнит случая, чтобы кто-то в этом сомневался. И тут уже заработало коллективное сознание, стократно усиленный дух, разлитая в воздухе всепроникающая идея. Суть ее - не только родину спасти, нои уничтожить фашистское зло на корню. Все это вливало в бойцов силы богатырские... Организмы включали резервные возможности. Хрупенькие сестрички тащили на себе тяжеленных раненых мужиков, солдаты без сна и отдыха ходили в атаку за атакой, врачи оперировали нон-стоп при свете спиртовок.
 
Более того, Антон Сидорович говорит, что, несмотря на нечеловеческие нагрузки, никто не болел «мирными» простудами, гриппами, кишечными расстройствами. И спиртом никто не баловался. Он свои фронтовые сто грамм отдавал - молодая кровь южанина и так хорошо грела...
 
Победу Антон Константинов встретил в пригороде Каунаса (Литва). Услышав стрельбу, подумал, что началась заваруха с «лесными братьями». Но это бурно праздновали салютами. Все бросились брататься, обниматься, кричать, плакать и смеяться. Выпили за Победу. Это был самый счастливый день в его жизни…
 
Наталья СТЕНИЧЕВА,
Фото автора и из архива Антона Константинова
 
 
 
После войны Антон Сидорович Константинов работал в Кишиневе на комсомольских и партийных постах. И целых 14 счастливых для молдавской творческой интеллигенции лет «рулил» культурой республики в должности профильного министра. Его хлопотами и с его участием были обустроены парк и Комсомольское озеро, открылись музей Пушкина и его филиал в селе Долна, была  возрождена Сорокская крепость. Константинов выбил новое помещение для театра кукол "Ликурич", выросли по селам и райцентрам дома культуры, библиотеки, музеи, музыкальные школы, а в Кагуле был открыт драмтеатр. Сколько энергии и сил он приложил, чтобы переоборудовать бывший банк в роскошный Органный зал! Каким дивным архитектурным творением оказался цирк! Он едва не на коленях вымолил его у Фурцевой. Сам Юрий Никулин по-доброму позавидовал такой красоте. И, наконец, прекрасное здание Оперного театра тоже выросло «на горбу» нашего героя, как шутит он сам.
 
Антону Сидоровичу выпало быть счастливым мужем и отцом. 60 лет прожил душа в душу с сибирячкой польского происхождения Елизаветой. Двух дочерей вырастили - воспитанных и трудолюбивых. Людмила живет в Кишиневе, Галина - в Москве. Внуков - трое. Правнуков - пятеро. В них перемешаны молдавская, польская, украинская и русская кровь.
 
Не так давно губернатор Волгограда Сергей Боженов прислал Антону Константинову поздравление с 70-летием освобождения Сталинграда. Портрет нашего земляка можно увидеть в Музее-панораме «Сталинградская битва».
 
Дорогой Антон Сидорович! Спасибо вам и всем ветеранам, что за ценой не постояли и очистили землю от нацизма. Спасибо за мирные рассветы и возможность жить!...С Победой!

Комментарии (4) Добавить комментарии

  • x

    В СССР многого не хватало мяса, колбасы, туалетной бумаги, свободы выбора, свободы слова, свободы так называемой частной инициативы, т.е. свободы предпринимательства. Но было кое-что до возрождения чего может быть доживут мои дети. То общество жило будущим. Верой, что завтра будет лучше, чем вчера.Сколько чудесных песен о войне было написано к 30-летию Победы Тогда понимали, что прошлое нужно не просто помнить молоджь должна его переосмысливать со своей позиции, чтобы идти вперед.А что же нам сейчас обычно показывают по случаю праздников? Старые фильмы, перепетые старые песни. И дело не в том, что фильмы сейчас не снимают или песни не пишут, а в том, что никто как бы не верит в то, что прошлое можно превзойти. Взгляды с восхищением обращены назад, а не с надеждой вперд.Бесконечные споры о минувшем вместо мечтаний о будущем. Потому что, если личные надежды на будущее еще и можно возлагать ну, там, машину куплю или магазинчик открою, или зарплату повысят, и ипотеку возьму, то будущее страны и человечества как-то уж очень мрачно выглядит. Не катаклизм вселенского масштаба, так кризис. Не голод, так глобальное потепление и потоп. Демографическая катастрофа, вымирание, падение технологической дисциплины, ведущее к техногенным авариям Ну и так далееРаньше бы сказали человеческий разум все преодолеет, со всем справится. А теперь остатся только свечку поставить. Все вдруг стали верующими, почти как в Темные Средние века. А вот интересно, сократились ли продажи мяса во время Великого поста?

  • x

    Да, интересно. Только никаких "Тигров" в Сталинграде быть не могло, конечно. Они гораздо позже поступили на фронт.

  • x

    Надо побольше писать о таких людях. находить их и тащить на страницы газет. Пусть молодежь читает и сравнивает. Константинову ведь тогда было 19 - зеленый еще паренек.. Не представляю, как это ночью, хорошо, если лунв светилп, в снегу отыскивать мины. Не зря говорят. что саперы - смертники. Бывает, с времен ВОВ находят неразорвавшийся снаряд, так сколько шума. пресса, телевидение. машину специалистов подгоняют. а этот пацанчик лихо расправлялся со всем этим без всякой шумихи. Поклон до земли.

  • x

    Племя титанов. Да, были люди в то время... Богатыри - не мы. Хоть бы они подольше пожили. без них крепеж совсем ослабнет.