Персона

Бабуля-кабриолет и ее Пигмалион

03.04.2013
{Бабуля-кабриолет и ее Пигмалион} Молдавские Ведомости
Он называет ее бабулей…Но она так молодо выглядит! И потом, старушки не носят таких ослепительно-ярких красок, не смотрятся так свежо и не передвигаются так стремительно…
  
У реставраторов – свой кодекс чести
 Мы в гостях у Сергея Могылди – технического директора кишиневского клуба ретро-автомобилей, человека, который всю жизнь занимается машинами. Мальчишкой чинил и собирал велосипеды, юношей – мотоциклы, а придя из армии и отучившись на автослесаря, стал ремонтировать и реставрировать легковые автомобили. Наступил момент – разозлился: другим машины делает, а себе не может. Созрел, в общем, для своей собственной. И вот через несколько лет на зависть коллекционерам и знатокам в Кишиневе появилась единственная и неповторимая, будто только что сошедшая с конвейера Горьковского автозавода «Победа-кабриолет». 
 
Бабулей свою красавицу Сергей Федорович называет потому, что в будущем году ей исполнится 60 лет. Для транспортного средства это очень преклонный возраст. Обычно люди отправляют на металлолом автомобили с куда более меньшим сроком службы. Его «Победа» тоже, можно сказать, была «металлоломом на ходу». И чтобы ее восстановить, пришлось купить другую такую же, а потом и третью. Собирал свое эксклюзивное авто пять лет.
 
- А разве нельзя взять недостающие детали на рынке новых запчастей? – спросили мы мастера.
 
- Да вы что! – возмутился он. - Это же не просто ремонт, это реставра-а-ация! Представьте себе, я, солидный специалист в возрасте, приеду на собственноручно отреставрированной машине с автопробегом за рубеж, а мне какой-нибудь пацан скажет: «А у вас вот тут, под капотом, болтики-то - жигулевские!..» Я ж со стыда провалюсь. Нет, у реставраторов есть свой кодекс чести, и он гласит, что все детали в ретро-автомобиле должны быть идентичными родным, с завода-изготовителя.
 
В автопробегах Сергей Федорович участвует с 2004 года. Их у него уже 11. Сейчас ездит на своей «Победе», а раньше – на «Волгах», им отреставрированных, но принадлежащих другим владельцам. Самый длинный пробег был в Казань – 2400 километров в одну сторону. Доехать до Москвы (1400 км в один конец) для наших ретро-автолюбителей уже привычное дело. Вот как вспоминает Могылдя поездку в Казань, на слет ретро-машин:
 
- Пригласить-то нас пригласили, а в то, что приедем, похоже, не верили. Когда прибыли на место, подошел к нашим машинам премьер-министр правительства Татарстана (он член местного автоклуба, у него тоже есть ГАЗ-21). Вы, говорит, откуда? Из Молдовы, отвечаем. Не может быть! Наверно, на эвакуаторе приехали? Да нет, своим ходом. Ну вы даете, молдаване!...
 
Тогда на слет прибыло 70 ретро-машин. Все - «Волги». Из шести призов пять забрала молдавская команда: первое и третье места - в номинации «За самую лучшую идентичную реставрацию» и все три места – в соревнованиях по езде на автомобилях. От нас выступали мастера автокросса, и когда они выделывали фигуры высшего «пилотажа», все бурно аплодировали.
 
А еще был такой случай. В 2009 году пригласили меня на автопробег, организованный Всемирной ассоциацией полицейких. Вот мы уже в самой Москве, едем по нужному маршруту, и тут вдруг какой-то гаишник велит сворачивать на другую улицу. Ну и заблудились мы немного. А на Поклонной горе (там был сбор) уже ждут – где молдаване? В общем, самый главный генерал КГБ нашел по селекторной связи того милиционера и велел найти нас и доставить к нему. Иначе, говорит, я с тебя такую стружку сниму!.. Гаишник дал всем постам ориентировку на голубую ретро-победу с молдавскими номерами. Еду, значит, я по Кутузовскому проспекту. И тут вылетает машина ГАИ, из нее выбегает майор и кричит: «стоять!» и чуть ли не на капот ложится. Неужели, думаю, нарушил чего-нибудь? А он, оказывается, нас искал. И вот представьте такую картину: движение на Кутузовском (а это семь рядов в одну сторону и пять в другую) перекрыли, развернули нас в обратную сторону и в сопровождении машин ГАИ под мигалки да сирены сопроводили нас до места.
 
 
«Ну, молдаване!..»
 
Сергей Федорович открывает ноутбук и показывает фотографии. Любопытно, но снимков, где он сам сидит за рулем своего кабриолета, очень мало. Но зато тех, где в его «Победе» с довольной улыбкой восседают генералы и министры, известные артисты и певцы, ветераны и молодежь, гораздо больше. Всем хочется хоть немного посидеть в этой редкой, удивительно красивой машине из той - невозвратной, но такой еще близкой и родной истории.
 
Кстати, этой истории Сергей Федорович каждый год 9 мая отдает своеобразную дань: возит к Мемориалу, на возложение цветов ветеранов Великой Отечественной. Потом возвращает их домой, да еще и денежку дает. Раньше у него было семь таких «подшефных» старичков, теперь двое осталось.
 
«Бабуля», хоть и сама давно ветеран труда, но подработать копеечку для своего хозяина всегда готова. Еще с весны к Сергею Федоровичу обращаются будущие молодожены, чтобы записаться в очередь на осень. Проехать в свадебном кортеже, восседая в единственном на всю Молдову уникальном авто, – особый шик. «Я много вложил в машину, и это не только деньги. Время, силы, душу…Имею право кое-какие затраты вернуть», - говорит мастер.
 
На вопрос, почему, по его мнению, ретро-машины нынче в моде, отвечает: «Сейчас всякими Хаммерами да Порше никого не удивишь. Как только в Европе появляются новые модели, они уже здесь. А вот старинные машины – это большая редкость. Однажды какие-то крутые парни подъехали ко мне на навороченном джипе и предложили продать им «бабулю». Но я сказал, что у них денег не хватит. Почему? – засмеялись. А потому, говорю, что если я захочу купить себе такую машину, как ваша (которых уже тут сотни), то поднатужусь, приобрету какую-нибудь подержанную и сделаю из нее лялечку, будет как новенькая. Зато вы мою, единственную в Молдове, ни за какие деньги не купите! Да почему? – недоумевают. Да потому что, отвечаю, я делал ее для себя».
 
Профессиональная, качественная реставрация старинных машин – удел избранных. Потому что это не работа, а хобби. Прокормиться им невозможно, ведь восстановление одной машины может длиться годами. По словам нашего героя, в реставрации самое сложное – найти время. А самое главное - желание. Так, восстанавливал он в свое время одну «Волгу» (ту самую, которая участвовала в пробеге до Казани). Нужен был материал для обивки салона и кресел. Все, что выпускается сегодня, было «не то». Тогда владелец машины, взяв кусочек старой обивки, отправился на текстильную фабрику и попросил изготовить такую же ткань. Там тряпочку разобрали по ниткам, изучили их и сказали, что таких у них нет. Пришлось где-то за рубежом делать специальные нитки. Долго ждали их. Затем выбирали расцветку… В общем, на одну только обивку было потрачено полгода. Зато когда приехали в Москву и победили в смотре, бальзамом на душу легла оценка восхищенных знатоков. «Все понимаем, - говорили они, - но где вы новую ткань взяли?! Такую уже полвека не выпускают. Ну, молдаване!..»
 
На счету Могылди – одиннадцать восстановленных автомобилей. За них, как и за свою «Победу», ему стыдно не будет. От болтика до мотора – все идентично и безупречно. Но многих машин в Молдове уже нет, теперь владельцы хвастают ими где-то за рубежом.
Есть у Сергея Федоровича мечта – отреставрировать либо ЗИМ, либо ЗИС, либо тринадцатую «Чайку». Найти-то автомобиль можно, да вот денег он будет стоить огромных. «Видел одно объявление в газете, ЗИМ продают, - делится мастер. - Но это же тазик, не машина. Однако за эту колымагу просят 6,5 тысячи евро. А чтобы довести до ума, надо еще тысяч 15-20 евро вложить. Эх, была бы моя, я ее не на сто, а на двести процентов привел в порядок, - вздыхает мастер. - Ведь с 75-го года занимаюсь машинами, знаю их вдоль и поперек; покажи любую детальку – тут же скажу, от какой она машины…»
 
Но кроме знаний, по словам реставратора, в его деле не обойтись без любви. Машину, как и женщину, надо любить и холить. И тогда она ответит взаимностью. Она все чувствует, понимает и как надо реагирует, уверяет Могылдя. Когда он моет свою «Победу» не на мойке, а своими руками, да при этом ласково разговаривая с нею, то та вмиг преображается. И бегает потом, как молоденькая лань. Вот очередная иллюстрация –рассказ:
 
- Дело было во время автопробега. Еду ночью, в машине корреспонденты. Вдруг ни с того ни с сего гаснет свет. Мотор работает, все остальное в порядке, а фары не горят. Я вышел. Погладил ее, родимую. Спрашиваю: «Ну что, бабулечка, где у тебя болит? Что ж ты меня, милая, позоришь… Три часа ночи, журналисты со мной…» Корреспонденты смотрят на меня и наверное думают – крыша у дяди поехала. Я же, разговаривая так тихонько, сам проводку ощупываю. Ага, нашел, гайка у проводки открутилась. Я ее закрутил, свет появился, и мы поехали дальше. Слышу, ребята друг другу удивленно говорят: «Она его и вправду понимает!»
 
Еще бы, конечно понимает. Мы с бабулей больше 30 тысяч километров набегали. Только в Москве дважды побывали. Причем, ездим без фанатизма. Любим остановиться в красивом месте, полюбоваться на природу…
 
Любовь к машинам и талант к автоделу Сергей Федорович передал по наследству двум своим сыновьям. Как и отец, они стали высококлассными профессионалами. Только их профиль – тюнинг современных, начиненных электроникой, автомобилей. Уже есть свои достижения. Так, например, на автомобиле, модернизированном старшим сыном, нынешний чемпион Молдовы по автокроссу просто творит спортивные чудеса.
 
Сергей Фдорович не без гордости говорит, что его наследники уже переплюнули своего учителя-отца…
 
Жанна Никитина
 
История «Победы»
 
Победа является уникальной машиной, которая рождалась в нелегкое время – шла Великая Отечественная Война. Началом ее разработки считается переломная Сталинградская битва. Тогда она шла под рабочим названием «Родина». Ходит легенда, что вождю название “Родина” не понравилось, и он иронично спросил: "И почем у нас будет Родина?" Тогда родился второй вариант "Победа".
 
В СССР тогда не существовало сколько-нибудь серьезной кузовостроительной школы. Для предвоенных моделей кузовную оснастку заказывали, как правило, американцам. В этот раз все пришлось делать самим. За основу взяли кузов немецкого Opel Kapitan образца 1938 года. Переосмыслив его, создали обтекаемую конструкцию без выступающих крыльев, с утопленными фарами. Что же касается двигателя, то в его основу лег американский танковый двигатель Додж.
 
Работа над машиной происходила в тяжелейших условиях. Немецкие бомбардировщики постоянно атаковали Горьковский автозавод, полагая что там производят бронемашины. В ходе 25 воздушных атак было разрушено около полусотни производственных корпусов, выведено из строя 9 тысяч метров конвейерных линий, 6 тысяч единиц. Но работа над автомобилем не прекращалась и 19 июня 1945 года, за пять дней до Парада Победы, новая машина предстала перед Иосифом Сталиным..
Творение советских мастеров - "Победа" во многом превзошла свои западные аналоги. В этом превосходстве - секрет ее популярности в тогдашней Европе. Это был особенный, со множеством оригинальных решений автомобиль. Именно таких, сравнительно недорогих, выносливых (о кузове этой машины до сих пор ходят легенды), прихотливых к плохому бензину, но в то же время комфортабельных легковушек в мире было мало.
С 1951 года производство модели было налажено в Польше. Поляки назвали автомобиль "Варшавой" и продолжали собирать его вплоть до 1973 года. А в СССР "Победу" перестали производить с 1958 года.
(По матералам /www.cars-retro.ru)

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    А как получить телефон мастера? посодействуйте плиз.

  • x

    Надо быть великим стратегом, чтобы дать указание разрабатывать новую легковую машину в стране, в которой идет война. Помню мне дед рассказывал, что в стране еще была разруха, голод, но уже вышла СВОЯ легковая машина Это был огромный стимул возрождать страну и строить социализм. А у нас войны нет, но чем дальше, тем хуже. И никакой уверенности в будущем.