Регион

«Единая Гагаузия» не будет биться за должность примара в Комрате

25.02.2011
1. «Единая Гагаузия» не будет биться за должность примара в Комрате
 
Мы уже писали, что именно приближающиеся очередные выборы являются одним из объяснений неадекватной упорности Н. Дудогло в непризнании своего поражения. И именно в плане подготовки к выборам за кресло примара, следует рассматривать всю эту оглушительную канонаду из окопов «Новой Гагаузии»: не нужно ничего народу обещать, не нужно накануне выборов рвать себе жилы образцово-показательной работой во благо горожан, достаточно просто их мобилизовать на войну и оправдывать все беспорядки и запустение в столице «осадным положением».
 
Наблюдатели не только внутри Гагаузии, но еще в большей мере за ее пределами, потирают руки в ожидании новой схватки двух слонов в посудной лавке маленькой автономии, двух определяющих политическую жизнь общественных движений. У всех на устах интрига: возьмет ли Дудогло реванш над Формузалом в родных окопах, или таки изничтожат его окончательно. Для всех недоброжелателей Гагаузии, и скучающих без сенсаций столичных бездельников, новая битва в Комрате – как мед на уста.
 
В этих условиях, общественное движение спешит успокоить и примара Комрата, и не в меру охочих до сенсаций зевак: «Единая Гагаузия» не будет выдвигать своего кандидата на должность мэра гагаузской столицы.
 
Шоу для зевак не будет. Позорищем Молдовы Гагаузия не станет. Это лишь неугомонный Дудогло, борец и по профессии, и по образу мышления, не знает других способов самореализации, кроме поединка. Жаль, что даже 8 лет работы на высокой примарской должности не сделали из Дудогло настоящего государственного чиновника с ответственным державным мышлением, он остался спортсменом с олимпийским мышлением и ничто уже не способно этого исправить.
 
Между тем, время безальтернативной, бескомпромиссной борьбы прошло еще в 90-х годах, а нынче пришло время созидания. Это понял даже другой борец – Петр Влах – который стал (в отличие от Н. Дудогло) депутатом Парламента, и который смог (в отличие от Н. Дудогло!) найти общий язык с бывшим оппонентом М. Формузал.
 
Что же касается Михаила Формузал – это человек другого склада. Да, он тоже готов к схваткам, он Воин, но свое призвание видит в работе, вернее, в служении во благо Родины. Так в советское время воспитывали офицеров. А война, когда она неизбежна, должна быть молниеносной и причинить минимум разрушений для мирного населения. Затяжные войны изматывают Родину. Поэтому, распускай свои партизанские отряды, Николай, хватит подрывать поезда в Гагаузии, люди давно уж перешли к мирной созидательной деятельности.
 
Если быть объективным, Михаил Формузал никогда и не воевал с Н. Дудогло (предвыборные баталии не в счет!). На примара Комрата никто не оказывал давления, его не обвешивали надуманными уголовными делами, как делал другой известный нам Башкан, когда выкорчевывал неугодного Чадыр-Лунгского примара, или изгонял законно избранного комратского – Константина Таушанжи.
 
А вот Дудогло и сестре, напротив, всегда было «мало» власти, «мало» ресурсов для разветвления корней его многочисленной семьи. Он превратил примарию и близкие к ней структуры в такой змеиный клубок из щупальцев родственников, что уже не он родственниками управляет, а кажется, они примаром. В таких условиях работать примаром мало у кого в «Единой Гагаузии» имеется желание. Сам пустил щупальца к своему горлу, сам с ними и разбирайся.
 
Но почему же такую положительную, на первый взгляд, новость мы назвали плохой для Дудогло? Да потому, что теперь рушится вся его заранее выстроенная модель борьбы за примарское кресло! «Враг» был известен, понятен, привычен. Борьба с ним не предполагала необходимости мыслить, изобретать что-то новое, и, наконец, трудиться. Теперь же придется готовиться к неизвестности, сражаться не с набившей всем оскомину «чадыр-чунгской угрозой», а иметь дело с комратчанами и – в некоторых случаях – ничуть не менее «крутыми» и влиятельными.
 
И все это в условиях, когда с именем Дудогло у избирателя психологически связаны лишь поражения, неподкрепленные амбиции, несбывшиеся мечты городской торгово-промышленной элиты о продвижении своего, комратского Башкана! Дудогло больше никому не нужен, но он,кажется, даже не подозревает об этом.
 
А хуже всего для Н. Дудогло теперь то, что придется по-настоящему работать, чтобы остаться примаром. В последние годы он совсем потерял интерес к городу, его уже манили дальние рубежи «всея Гагаузии». А в Комрате – пропадение, беспредел, в котором счастливы лишь бездомные собаки да бомжи - любители не убранных мусорных контейнеров. Излюбленная когда-то Николаем новая тротуарная плиточка уже давно не появляется на улицах города. Зато регулярно уменьшаются в размерах городская площадь и городской парк, терзаемые близкими к семье ненасытными захватчиками «жизненного пространства». При Дудогло уже и церковь в Комрате чуть было не сделали каким-то ООО, но вовремя последовали реформы и дали по щупальцам плеткой.
 
Теперь Дудогло спешит продать последнее, что еще не вполне захвачено или уничтожено – общенародное предприятие «Су канал». И пусть никого не вводят в заблуждение сказки о том, что аренда на 50 лет, это не продажа. Россия, когда отдавала Аляску на 99 лет, тоже думала, что сможет ее потом вернуть.
 
Общественности надо проявить бдительность, чтобы в последние месяцы правления, в страхе потерять рычаги, Н. Дудогло не забрал за собой все, что еще не успел до этого. Надо запретить на исходе срока любые крупные движения, любые аренды, продажи, концессии, разрешения на масштабные строительства на голове у горожан. В агонии человек теряет моральные принципы, поэтому надо просто «не пущать»! А там видно будет. Когда ясно станет, кто на себя берет ответственность за город на 4 года, тогда и обсудим глобальные вопросы.
 
2. Избирательное лето будет жарким
 
Вспомним, как стал примаром Николай Дудогло. На фоне подавления всего живого и сопротивляющегося в Комрате двуглавым коммунистическим спрутом Воронин-Табунщик, избрание Николая - выдвиженца от Табунщика – было просто легкой прогулкой. Оно больше было похоже на назначение. И не на вакантное место – заметим, а на живое. Предварительно для этого съели законного примара Константина Таушанжи, и Европейский суд по правам человека еще не успел сказать по этому поводу своего авторитетного слова. Надо было быть человеком «высоких моральных принципов», чтобы пойти на должность, расчищенную для тебя незаконными методами…
 
Не будем отрицать: первые два года приход Н. Дудогло к руководству городом был, тем не менее, прогрессом. Новый примар, гонимый отчасти угрызениями совести, отчасти далеко идущими амбициями, проявил кипучую деятельность, чем возрадовал комратчан, уставших от многолетнего застоя. Этот фактор, а также то, что «Единая Гагаузия» не мешала Николаю Дудогло переизбираться, стали причиной еще одного легкого переизбрания на примарскую должность. И у человека окончательно закружилась голова. Теперь уже он себя не видел никем, кроме главы всей автономии. Город ему уже надоел, масштабы не те, все должности уже розданы, а число родственников откуда-то все возрастает.
 
Надо сказать, что у амбиций комратского примара на башканскую должность было реальное подкрепление со стороны деловой городской элиты. Уроженец не только Комрата, но даже всего комратского района, ни разу так и не стал Башканом Гагаузии. А у деловой элиты Комрата имеются свои интересы. Имеется некая специфическая местечковая гордость и у рядовых комратчан, все еще вспоминающих о героической Комратской Республике. Проявленная на первых порах энергичность и деловитость Николая Дудогло разожгли надежды и обеспечили немалую поддержку в и вокруг города.
 
Но два поражения подряд подорвали веру в «великого потенциального лидера регионального масштаба» Николая Дудогло. Ждать еще 4 года многим недосуг, да и где гарантии, что за это время М. Формузал не подготовит себе достойного преемника от «Единой Гагаузии» и не выиграет у Дудогло выборы в третий раз? Гарантий нет!
 
Поэтому, в среде деловой элиты Комрата пошло брожение. Идут поиски новых лидеров, которые могли бы отстаивать ее экономические интересы. Возможно и то, что деловых людей - носителей других фамилий - просто достал уже клан родственников Дудогло. И вот, впервые за последние 8 лет, у Дудогло в Комрате появились серьезные конкуренты на власть. Попробуем оценить некоторых из них.
 
Прежде всего, на ум идет бывший соратник Николая Дудогло, а потому наиболее опасный для него Петр Влах. Мало того, что он многое знает о Николае Дудогло, знает, как его нейтрализовать, так сегодня позиции Петра еще и как никогда сильны. Он нынче депутат Парламента Молдовы, возглавляет в Гагаузии партийную организацию влиятельнейшей в стране Либерально-Демократической партии Влада Филата, которая имеет и немалые финансовые ресурсы, и пользуется моральной поддержкой на международном уровне. Сам Влад Филад, напомним, является ни кем иным, как главой Правительства Молдовы.
 
Более того, у Петра Влах есть свой контингент поддержки на низовом уровне. Будучи депутатом Народного Собрания Гагаузии, Петр Влах один смог сделать для своих избирателей больше всех других комратских депутатов, вместе взятых. И у него до сих пор сохранились деловые, бесконфликтные отношения с Главой гагаузской автономии, что также сулит определенные возможности и преимущества.
 
Но помимо преимуществ поддержки, сам Петр Влах является интересной фигурой. Он показал себя искусным политиком, он в состоянии говорить «без бумажки», он смел, откровенен, доступен для избирателя и говорит с ним на его языке. Влах открыто выступил против клановости Николая Дудогло и против ряда его сомнительных проектов, в том числе, передачи румынам сетей водоснабжения столицы. Как настоящий комратчанин, Петр Влах беспокоится о развитии своего города, и, в частности, выступил против перекраивания комратского парка и захвата его территории.
 
Второй не менее грозный соперник – это выдвиженец комратской деловой элиты Константин Сибов. Это известнейший в городе человек, имеющий за плечами опыт управления и неоспоримые деловые качества, широкие разносторонние связи в России, включая связи с политическими кругами. Даже в условиях финансового кризиса его бизнес успешно развивался, потому что К. Сибов давно уже состоявшийся руководитель с масштабным мышлением. Скажем больше, эта свежая в политике фигура, не имеющая за собой шлейфа неудачного в ней участия, рассматривается деловыми кругами даже в контексте последующего избрания Башканом Гагаузии. В личном плане, это человек уравновешенный, хороший семьянин, прагматик без неуместных амбиций, переговороспособный партнер. А тот факт, что до сих пор Сибов не появлялся на митингах, не участвовал в партиях, ни с кем из политиков не ассоциируется – является даже плюсом. Может быть, впервые к управлению придет неполитизированный хозяйственник, имеющий за плечами собственный капитал, а значит идущий во власть не для того, чтобы разбогатеть.
 
Перспективным является и известный в деловых кругах Семен Новак (Манолчу). Человек, создавший свой бизнес собственными руками на пустом месте и, по местным меркам, преуспевший, а также положительно характеризующийся именно в свете своих человеческих качеств, представляет интерес для избирателей. Он работает с землей, контактирует при этом с огромным количеством долевиков. При этом исправно платит арендную плату, строит нормальные человеческие отношения. Выпускаемая им мука отменного качества, лучше даже той, которая пакетированная продается в супермаркетах. Честный с покупателями в этом отношении, он весьма щепетилен и порядочен и во многих других областях. Спокойный, выдержанный, уважительный. Если за него пойдут все его квотчики и часть их знакомых, уже одного этого будет немало.
 
К плюсам Семена Новак, его сильным сторонам можно отнести поддержку со стороны Мариана Лупу. А в Гагаузии этот человек, являющийся сейчас исполняющим обязанности Президента Молдовы, пользовался достаточным уважением на всех этапах политической деятельности: и когда он был еще в рядах компартии и возглавлял Парламент, и позже, когда возглавил Демократическую партию.
 
Комратчане, как и в случае с возможным избранием Петра Влах, при Семене Новак могут рассчитывать на поддержку города из центра. Иметь во главе муниципия человека, представляющего сильную общенациональную партию, всегда сулит много перспектив.
 
С Семеном Новак дружен еще и другой известный комратчанин Александр Стояногло. Сейчас, когда наступило время прагматизма, такого рода связи должны быть оценены комратчанами при выборе человека, который 4 года будет нести ответственность за развитие города.
 
Есть среди претендентов еще один не менее известный Новак – Борис. Тоже предприниматель и руководитель со стажем, поддержку которому окажет вполне авторитетная в Комрате коммунистическая партия. У Бориса Новак - при опоре на коммунистический электорат - есть вполне реальный шанс выйти во второй тур примарских выборов, а там уж – как карта ляжет, кто с кем объединится! И хотя в последнее время Новак был слегка в тени, не занимая значимых должностей, он всем в Комрате известен, узнаваем, что для политика, для кандидата очень важно. Выступать он умеет, доносить свои мысли доходчиво ему по плечу, глядишь и прислушаются к нему. Великолепно знает Комрат с его нуждами и проблемами, знает работу в Народном Собрании, в исполнительных структурах. Одним словом, готовый управленец высокого ранга. И пользуется уважением, хорошим расположением В. Воронина, который пока еще в Молдове не последний человек.
 
Велик шанс и того, что будет выдвигать свою кандидатуру Василий Кройтор. Этот человек много лет работал исполнительным директором «Судакон», изнутри знает Комрат, как свой личный двор: все объекты, все болевые точки, все особенности работы. Ему не нужно вникать в тонкости городского хозяйства, он силен в вопросах продвижения грантов и проектов, имеет хорошие наработанные связи. Он руководил практически всеми проектами, которые реализовались на территории Гагаузии. Только за один прошлый год через его предприятие прошло около 30 миллионов лей. Василий Кройтор знает на какие педали нажимать, в какие двери стучать, где есть возможность получить гранты и как их продвигать.
 
Выдвигается Василий Кройтор тоже по той банальной причине, что не удавалось порой находить общий язык с городскими властями, которые не руководствовались в своих решениях прагматизмом, а какими-то им одним ведомыми мотивами.
 
У руководителя «Судакон» имеется великолепный организационный потенциал, он отличный руководитель, сумевший выстроить правильно свою работу, за что и пользуется авторитетом, в том числе, и у действующей исполнительной власти автономии. Это немаловажно для вопросов будущей совместной работы на развитие города.
 
Заметим, что Кройтор работал на своей должности и при Г. Табунщике, и тот тоже ценил его именно за высокий профессионализм. Это редкий пример того, как профессионализм настолько перевешивает все другие аспекты, что со сменой Башкана руководитель не только остался у должности, но имеет такое влияние, что его мнение на совещаниях часто перевешивает для М. Формузал чашу весов при принятии важных инвестиционных решений.
 
Отличные отношения у потенциального кандидата и с примарами других населенных пунктов, что также на пользу столице.
 
Василий Кройтор уже имеет опыт конкурирования с Дудогло за должность примара, и в тот раз он ему уступил не столь значительно. В тот раз победил не столько Дудогло, сколько его покровители, а сейчас ситуация совсем иная, чтобы не сказать абсолютно противоположная.
 
Можно упомянуть также в числе возможных претендентов молодого бизнесмена, лидера Союза предпринимателей Гагаузии Виктора Константинова. И хотя трудно себе представить победу этого молодого кандидата с первой попытки, все же это будет заявкой на его возросшую роль в городе, на его претензии к руководству процессами в муниципии. За ним может пойти молодежь, это новая струя, новый глоток воздуха для Комрата, новое поколение людей, готовых взять на себя ответственность за его развитие. Для того, чтобы когда-нибудь занять эту нишу, надо сначала заявить о себе, чтобы тебя впоследствии воспринимали именно в этом качестве – как потенциального руководителя города. Именно это и собирается сделать Виктор Константинов. И при любом раскладе, какой-то вполне заметный процент голосов он на себя также отвлечет.
 
Таким образом, на предстоящих выборах мы имеем большой букет интересных кандидатов. Участие не менее чем семи человек на первом этапе избирательной гонки неизбежно приведет к тому, что будет второй тур выборов. И даже если Николай Дудогло во второй тур выйдет – что тоже еще не факт – то шансы на победу будут не столь очевидны. Все будет зависеть от того, насколько оппонирующие ему кандидаты смогут потом между собой договориться, объединиться.
 
Дудогло почему выглядел на башканских выборах такой комратской «глыбищей», таким всеобщим комратским любимцем? Потому что он противостоял некоей извечной «чадыр-лунгской угрозе». Это типичное, пошловатое местничество, имеющее быть не только в Комрате, но и в любом другом месте, помогало консолидировать разнородные слои комратского общества. Даже те, кто не очень в восторге от Дудогло, могли проголосовать за него из принципа «чтобы хоть раз победил комратский». Но когда соревнование пойдет между комратскими, величина дудогловского айсберга окажется сильно преувеличенной. Он стремительно подтает снизу, у основания, там, где рядовой избиратель. И окажется в итоге никаким не айсбергом, а беспомощной льдиной весьма средних размеров, уносимой сильным течением.
 
Обиднее всего для Дудогло будет то, что угрозы к нему подкатили совсем не с той стороны, где он установил противотанковые рвы. «Единая Гагаузия» не собиралась под него копать. Наше движение сильно в данный момент тем, что его устроит любой исход выборов. И даже победа на нем Николая Дудогло. Башкан Гагаузии способен работать даже с ним, потому что М. Формузал самодостаточен уже с тем потенциалом ресурсов, который у него де-факто на сегодня имеется. У Михаила Формузал нет такой толпы назойливых родственников, которых надо пристраивать примарами, начальниками управлений и на другие должности. Все посты при М. Формузал приходится заслужить. В этом сила нынешнего Башкана и его вполне достаточная независимость от окружения. Худо ли, бедно ли, в течение 4 лет Формузал работал и с коммунистическими примарами, и с дудогловскими, и всех других цветов и оттенков. И всегда по справедливости - все делили поровну.
 
Так будет и дальше, независимо от того, кто победит на выборах в Комрате, или где бы то ни было. Просто если победит человек адекватный и прагматичный, человек конструктивный и неконфликтный, работать станет легче и вопросы будут решаться быстрее. Вот и вся разница. А не этого ли ждет от нас народ – чтобы все вопросы, все проблемы решались побыстрее?
 
Аналитический центр «Единой Гагаузии»

Комментарии (0) Добавить комментарии