Персона

Игорь Цуркану: от церковного клироса – к оперной сцене

05.10.2012
{Игорь Цуркану: от церковного клироса – к оперной сцене} Молдавские Ведомости
 
– Игорь, как закаленный «боец», участвовавший не в одном оперном состязании, вы в состоянии сравнивать. Оцените уровень прошедшего конкурса им. М. Биешу. Лично вам дома петь было легче?
 
– Да, я действительно участвовал во многих конкурсах, не только в Молдове, но и за рубежом. Конкурс оперных певцов в Кишинев был очень важным для меня. И хотя сейчас я стажируюсь в Италии, но заявил себя как участник от Молдовы. Было желание продемонстрировать коллегам из других стран, что у нас тоже есть голоса и таланты, хотел показать Молдову в лучше свете.
 
Уровень подготовки участников был очень высоким, на конкурс приехали с три десятка сильных конкурсантов из Германии, России, Украины, Румынии, Казахстана и Армении. Поэтому пришлось приложить максимум усилий, чтобы выиграть конкурс.
 
– Довелось ли вам общаться с Марией Биешу? Что можете сказать о примадонне?
 
– Мария Лукьяновна в прошлом году пригласила меня к себе домой. Мы с ней говорили о моей карьере, о том, как правильно держать себя на сцене, о вживании в образ. Великая певица передала мне искру, благословила на преумножение таланта, чтобы я достиг уровня знаменитых оперных исполнителей.
 
В 2007 году усилиями Марии Лукьяновны в Молдове был организован всемирный конкурс «Мадам Баттерфляй», где примадонна была председателем жюри. Тогда с ее легкой руки я был удостоен третьего места.
 
Для меня Мария Биешу была и остается Примадонной, лучшей Чио-Чио-сан в мире, человеком огромной души и обладательницей уникального голоса.
 
– Олег Цыбулько стал солистом Большого театра в Москве, Валентина Нафорница победила в британском конкурсе «Певец мира», Ольга Бусуйок завоевала в прошлом году второе место в престижном конкурсе вокалистов «Опералия» в Италии. Чем объясните такой небывалый творческий взрыв среди оперной молодежи Молдовы?
 
– В Молдове рождается много певческих талантов, которые прославляют ее за пределами страны. Пока мы молоды, для нас важна поддержка на родине, но так выходит, что чаще всего мы спонсируем и продвигаем себя сами. Все держится на энтузиазме молодых исполнителей. На закрытии фестиваля Марии Биешу я видел в зале Национального дворца министра культуры и его подчиненных. Они слышали выступления обладателей призовых мест конкурса. Надеюсь, что это подстегнет Минкультуры хоть частично оплачивать поездки оперных певцов на международные конкурсы.
 
– Как рано вы начали петь? Страдали ли от этого соседи или хвалили последователя Карузо, считая вас будущей звездой?
 
– Я родился в селе Фынтэница Дрокиевского района. Там соседей мое пение не беспокоило, а вот в Кишиневе несколько раз мне делали замечание, но обходилось без скандалов.
 
В детстве я учился играть на трубе, но так как педагог нерегулярно ходил на занятия, родители посоветовали мне оставить это дело. Брат моего дедушки был священником и очень хорошо пел. Я вместе с ним начал петь в церковном хоре, а в 2002-м перешел в монастырский хор в Курках, где пел по субботам, воскресеньям и по православным праздникам.
 
Впервые оперное пение я услышал в 2004 году. Мой друг Нику Тимофти предложил мне поехать в Кишинев, чтобы послушать в консерватории какую-то арию. Я согласился и не пожалел: я услышал величайшую в мире арию Марио Каварадосси из оперы «Тоска» под названием E lucevan le stelle («Сияли звезды»), которая поразила меня как электрическим током. В кульминационный момент я даже заплакал. Было такое ощущение, что сам пою. Это что-то божественное, непередаваемое. После этого я твердо решил поступить в консерваторию.
 
Через несколько дней меня прослушал Леонид Григорьевич Боксан, ставший впоследствии моим педагогом по вокалу. В том 2004 году я не смог поступить на бюджет, поэтому был принят на первый подготовительный курс на контрактной основе, а уже на следующий год поступил на первый основной курс по бюджету. Занимался очень усердно, с утра до позднего вечера.
После окончания учебы мне посчастливилось дебютировать в партии моего любимого героя Каварадосси в «Тоске». Меня заметила и пригласила на беседу выдающаяся певица Ирина Богачева, гостившая на очередном фестивале «Приглашает Мария Биешу».
 
Уже второй год я учусь в городе Модена (Италия) на мастерате по классу вокала у великой итальянской певицы, подруги Лучано Паваротти - Миреллы Френи.
 
– Можно ли говорить если не о школе, то о некоем молдавском певческом стиле?
 
– Существует одна универсальная вокальная линия. А стиль уже может быть разным – молдавским, русским, итальянским, немецким... У нас в Молдове есть традиции, которых нет в других странах. В молдавском стиле больше душевности, тепла, сердца.
 
– А экстрим встречается в таком спокойном устоявшемся жанре, как опера?
 
– На последнем конкурсе одна участница пела арию из «Травиаты», и тенор должен был из-за кулис подпеть ей пару реплик. Она попросила это сделать меня. Но я их никогда не пел. Поэтому попросил друга Нику Тимофти побыть моим суфлером: стоять рядом и шепотом подсказывать слова, а также время вступления, так как я не видел дирижера. Он пообещал помочь, а потом куда-то исчез. Стою, вслушиваюсь, жду сигналов, поворачиваюсь, а Нику нет! Я с перепугу и реплики вовремя подал, и слова вспомнил, так что никого не подвел.
 
– За счет чего выживает современный молодой вокалист? Ведь не на мизерную же зарплату в театре?
 
– Спасают концерты и гастроли. Во Франции пел, в Венгрии. В Россию пригласили на открытие одного конкурса, в Румынии спел концерт, в Италии участвую во всех концертах при Моденской академии музыки.
 
– Что нужно для счастья начинающему оперному певцу, если он желает петь не только на чужбине, но и на родине?
 
– Если наших певцов будет поддерживать государство, проводя рекламные акции и обеспечивая концертами, тогда они будут процветать во всех смыслах этого слова, и театр будет жив. Да, есть хорошие педагоги, которые учат, как надо правильно петь. Но за границей много нюансов, о которых здесь еще не знают. Там свои догмы в отношении требований к исполнению. Поэтому нужны стажировки за счет государства.
- Большое спасибо за интервью.
 
Фото из личного архива И. Цуркану
 
На фото: Игорь Цуркану и его педагог по вокалу Леонид Григорьевич Боксан
Олег Дашевский

Комментарии (0) Добавить комментарии