Персона

Ливиу Штирбу: «Мы все – в ожидании новизны»

27.04.2012
{Ливиу Штирбу: «Мы все – в ожидании новизны»} Молдавские Ведомости
 
- Для появления чего-то нового многое должно сложиться. Для начала – взаимопонимание. Как минимум – дуэт композитора и исполнителя. Но и автор стихов Олеся Рудягина хорошо прочувствовала музыкальный посыл.
 
Мы с Димой знакомы чуть ли не всю жизнь. Когда-то он подкупающе просто, непосредственно и открыто подошел ко мне, и у нас заладилось общение. Позже Дима с юмором рассказал, как решился на этот шаг.
 
У меня впечатление, что если бы сейчас вернулось время золотодобычи на Аляске, то Дима, хоть при 60 градусах мороза, был бы там в первых рядах. Он даже в самых отчаянных ситуациях не теряет оптимизма.
 
По предложению моей жены Анжелики Дима начал петь с моей дочерью Ливикой. У нее меццо-сопрано, у него – красивый баритон. Так появился дуэт, который публика приняла на ура. В их репертуаре был номер из оперы Моцарта. И я на этой волне написал кое-что специально для них. Получилось академическое пение с элементами рок-исполнения. Ребята работали с азартом.
 
Хотя Ливика нашла в лице Димы и жертву. Даже прически ему исправляла. Он терпел все выходки ребенка, понимал - неуемная энергия Ливики требует выхода.
 
– Вы работали в самых разных жанрах: песня, рок-опер, мюзикл. Сейчас моден тренд симфо-рок. Нет желания попробовать себя и в этом?
 
– Я уже писал симфо-рок. Моя рок-опера «Миорица» на самом деле была стилистически разнообразной. В 90-х рэпом и не пахло, а у меня там целый кусок в этом стиле, и танец был соответствующий.
 
И в арт-роке, и в симфо-роке, и в чистом роке, и даже в малоизвестном тогда фолк-роке пробовал себя.
 
Любимого у меня жанра нет. Есть качество музыки, и все этим сказано. Тяготею и к итальянской, и к русской музкультуре (Шостаковичу, Хачатуряну). Иногда хочется слушать Вагнера. Нравятся американцы, их блестящие современные саундтреки к фильмам.
 
Мое поколение - и тусовка музыкантов, и не имевшие музыкального образования, – предпочитали непопсовые вещи. Сейчас же попса диктует моду. Это не значит, что я ее отрицаю. Там есть много интересных находок, а этого добиться нелегко. Ведь иногда человек говорит: «Ой, такое впечатление, будто эту песню знаю всю жизнь!». На самом деле он просто ждал чего-то подобного. Мы все – в ожидании новизны.  
 
Музыка – необъятная сфера. Можно искать и постоянно находить что-то неожиданное. Важно, чтобы со сцены доносилось нечто такое, ради чего люди идут не на танцплощадку или дискотеку, а в концертный зал. А у нас в музыкальном процессе произошла подмена понятий. Люди выносят на сцену свадебно-корпоративный материал.
 
– Вы приняли активное участие в обновлении легендарной группы «Норок». Готовитесь к какому-то грандиозному турне?
 
– Все пока в стадии подготовки. По словам Димы Грэмма (а он показывал ролик с выступлением обновленного «Норока» людям из разных структур российского шоу-бизнеса), всюду – положительные отзывы.
 
– В свое время вы привозили в Кишинев Патрисию Каас, Лару Фабиан, пробуя себя в качестве продюсера. На какие «вершины» еще замахнулись?
 
– Мы с директором ассоциации Muzicоunivers Нику Думбравэ, кроме Патрисии и Лары, привозили оркестр Спивакова. Наш зритель готов воспринять качественную, серьезную концертную музыку. Были и раньше попытки привозить в Молдову лучших из лучших, но не хватало перфектности, совершенства. И люди нашли для себя отговорку: дескать, народ не пойдет, он не понимает. А надо просто позаботиться о том, чтобы такие артисты стали для нашего зрителя доступными.
 
Кого привезем в следующий раз? Слишком часто подобное происходить не может – у нас не Вена, не Москва и не Нью-Йорк.
 
– Ваша дочь, как известно, еще и виртуозная пианистка, собравшая целый чемодан всевозможных Гран-при. Наверняка, теперь она – центр вашей семейно-творческой вселенной?
 
– Ее успехи подтверждают тезис о потерянном детстве серьезных музыкантов. Сейчас у нее – ежедневные долгие занятия в преддверии лета, когда ее ожидают выступления на двух крупных и престижных международных фестивалях классической музыки. Это Мекленбург (Германия) и Гштааде (Швейцария). Туда приезжают звезды мирового уровня. В Германии, в рамках программы «Молодая элита», она должна дать полуторачасовой концерт. И такой же по длительности, но с другой программой – в Швейцарии. Это не конкурсная программа, где надо сыграть два-три произведения, здесь все надо делать по-взрослому.
 
Это сложно. Надо одновременно осилить и школьную, и концертную программы (Ливика учится в 6-м классе музыкального лицея имени Порумбеску). У нас, к сожалению, не программа Московской консерватории, которая предполагает свободное посещение школы и много других вещей, позволяющих юным музыкантам всецело посвящать себя музыке. В нашем лицее непросто учиться, и не каждый доходит до 12-го класса. 
 
Дочь всегда чересчур серьезно относилась к выступлениям. Для нее не бывает мелочей. В этом – огромная заслуга Татьяны Васильевны Свиридовой, ее педагога. (И мой профессор Дубоссарский беспощадно снимал с меня стружку, как и вся профессура в принципе, за что я им безмерно благодарен).
 
А дома ждет мама – концертирующий музыкант, пианист-виртуоз, выступавший по всей Европе. Можете себе представить, – с двух сторон два профи. И куда деваться девочке?
 
Для Ливии каждый экзамен, технический зачет сродни концертному выступлению. Привыкла относиться к этому максимально ответственно. Не просто занимается, а занимается интенсивно, с ответственностью за каждую ноту.
 
– Вы с супругой Анжелой выпестовали таких звезд, как Нелли Чобану, Алена Трибой, элатовцы. Список собираетесь пополнять?
 
– Теперь интенсивно это делать не получается. Я со всеми элатовцами занимался: Пашей Парфением, Виктором Баланом, Ириной Васильковой, Кристиной Кроитору, Николеттой Нука. Некоторое время занимался с Борисом Ковалем. Кроме элатовцев, в моем активе были Анишоара Пуйкэ, Анастасия Кушнир, Дойница Сакулцан. По разным причинам «Элат» перестал активно действовать.
 
– Каковы, по-вашему, шансы песни Паши на конкурсе «Евровидение-2012»?
 
– Проблема не в том, чтобы выиграть в национальном отборочном конкурсе, а в том, чтобы пройти в финал «Евровидения» и выступить там достойно. Дай Бог, чтобы Паша это сделал. А мы держим за него кулаки!
Олег Дашевский

Комментарии (0) Добавить комментарии