Персона

Марчел Лазэр: «Даже оркестр в Румынии звучит по-другому»

20.09.2013
{Марчел Лазэр: «Даже оркестр в Румынии звучит по-другому»} Молдавские Ведомости
– Марчел, ты оттачиваешь мастерство в Румынии. Где конкретно?
– Учусь в академии музыки Клуж-Напоки. Попал туда легко, потому что Румыния дает нам право учиться бесплатно. Город красивый, европейский, чистый. Нет такого количества быдла. Это студенческий город – в течение года сюда приезжают 150 тысяч студентов. И в 2015 году, как обещано, Клуж-Напока станет европейской столицей студентов. Занятия начинаются в октябре. Жить буду в общежитии.
 
– Расскажи о своём житье-бытье. Сытно-голодно? Подрабатываешь?
– Голод всегда поджимает музыкантов. Спасибо родителям – помогают. Работать пока не получается, слишком плотная программа занятий (играю на фоно минимум пять часов). Пытался как-то устроиться репетитором, концертмейстером. Может, в этом году снова попробую, но пока нет времени. Хочешь-не хочешь, придётся чем-то пожертвовать из учёбы, поэтому, скорее всего, буду интенсивно заниматься музыкой.
 
Питаюсь в основном гречкой и яйцами. У нас одно из самых нормальных общежитий в Румынии – почти гостиница. Квартиры по две комнаты, в каждой живут двое. Есть и кухня, где готовим, купив продукты на базаре или в магазине. Правда, на готовку времени маловато.
 
– Что скажешь о главном педагоге? Это ведь пальцем в небо – попасть на «своего».
– Занимаюсь с Даниэлом Гоици, одним из лучших играющих пианистов в Румынии. У нас в Молдове нет именно таких – концертирующих. Если даже играют, то лишь ноктюрны Шопена, вальсы, мазурки. Но играть концерты, к примеру, Чайковского, преподаватели не могут.
 
Ещё работаю с Верой Негряну, она родом из Молдовы. По сольфеджио хороший преподаватель г-н Гиша – суровый, не даёт нам распускаться. Английский ведет у нас Вирджил Михаю, который не раз бывал в Кишиневе на джазовых фестивалях. К слову, он преподает также эстетику джаза.
 
– Помимо запрутских молдаван, кто еще из иностранцев рядом учится?
– Венгры. С ними, как и с румынами, мы быстро подружились, они меня поняли. Вместе играем, у нас отличные отношения. Ходим на концерты, гуляем по паркам все вместе. Концерты посещаем хотя бы раз в неделю (каждую пятницу вечером в филармонии идет концерт, и в консерватории они часто проходят).
 
Кстати, тамошняя филармония больше размерами, чем наша. Оркестр там звучит по-другому. У нас слабые духовики. Плюс туда приезжает много дирижеров, солистов. Музыкальная жизнь очень насыщенная. В Молдове весь год, бывает, за пультом стоит один и тот же маэстро. Здесь же я слышал только пару дирижеров из Румынии, остальные – из-за рубежа.
 
– Много ли ребят из Молдовы?
– Со мной на факультете девушка учится. В академии еще есть молдавские студенты. У нас там сложился хороший имидж, наших молдаван воспринимают всерьез.
 
– Студент – символ разгульной жизни. Удается покуролесить?
– Есть такие, кто получает стипендию и быстренько уезжает домой. И мы пытаемся оттягиваться, устраивая пирушки в честь дня рождения, но – в меру. Бывают в общежитии встречи молдаван, мы поем и играем народную музыку, пьем вино. Развлекаемся.
 
– Кто пристрастил тебя к инструменту?
– Началось все с того, что в семь лет папа купил мне пианино. И пошло-поехало. Хотя о профессиональном пути для меня тогда никто не думал. Это было что-то вроде «пусть у нас стоит фоно, а дети будут играть, знать музыку».
 
– Чем будешь радовать будущих отпрысков, рассказывая о своих школьных годах?
– Я с 13 лет учился в лицее имени Порумбеску. Мне все было там интересно. Особенно - бесконечные беседы о музыке. Вечерами играли камерную музыку, обсуждали, чем будем заниматься, попивая чай-кофе. Мой преподаватель по фортепиано Гаянэ Александровна Тесеогло влюбила меня в музыку. Запомнилась строгостью. Очень редко хвалила, высшей оценкой были слова: «Ты играешь хорошо». Думаю, если бы захваливала, я вряд ли бы чего-то добился.
 
А до «Порумбеску» была Людмила Лабовски в школе имени Стырчи. С ней я пошёл на первые мои конкурсы. В лицее Порумбеску я занимался также с ее мужем Евгением Михайловичем камерной музыкой. Он работает концертмейстером вторых скрипок в филармонии.
 
Каких композиторов больше всего любишь играть?
– Сонаты Бетховена, Моцарта, этюды и прелюдии Рахманинова, этюды Листа, пьесы Равеля.
 
– Какими клужскими историями удивляешь родных?
– Ну, вот такой. Был в филармонии концерт для туба и оркестра. Мы с ребятами смотрели и смеялись, потому что это было очень забавно. Ведь туба – это такой инструмент, на нём трудно быть виртуозом. Звучит, как глас слона.
 
– Насколько богата фестивальная жизнь Молдовы и Румынии?
– Возьмём фестивали. У нас есть фестиваль имени Баха под патронатом Санды Филат. Есть «Королева скрипка», конкурсы имени Коки, имени Антонины Лучинской. И все. А в Румынии – огромная масса конкурсов. Они проходят почти в каждом городе, где есть музшколы. С 1 сентября начинается фестиваль Энеску и целый месяц шествует по всей стране, в нем участвуют множество самых крупных музыкантов. Бюджет – миллионы долларов.
Олег ДАШЕВСКИЙ
Фото из личного архива Марчела Лазэра

Комментарии (1) Добавить комментарии