Медведев включил мониторинг
01.06.2011
Президент Медведев убежден: в последние годы Россия существенно продвинулась в создании условий для формирования в стране правового государства. Изменилась и практика применения различных норм права. Вот лишь несколько примеров, которые привел Дмитрий Медведев, выступая на Первом международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге.
«Мы отошли от прежней жесткой гражданско-правовой санкции, связанной с признанием сделок недействительными и взысканием в доход государства всего полученного по сделкам, в случаях с операциями, которые сомнительны с точки зрения налоговых органов.<…> В число приоритетов современной правовой и судебной системы выдвинута защита добросовестных субъектов. Они должны быть уверены в стабильности режима права собственности и в стабильности того, что они приобрели по сделке. <…> Произошло повышение открытости и доступности судебной системы для общества. Многое делается и для того, чтобы своевременность рассмотрения дел обеспечивалась. Причем позитивные изменения в системе организации правосудия происходят и в гражданском процессе, и в арбитражном, и в уголовном судопроизводстве».
И все же многие участники правовых отношений в России продолжают делать замечания относительно правоприменительной практики в стране. Президент, в свою очередь, признает, что зачастую эта критика обоснованна. «Изменение законодательства далеко не всегда приносит тот эффект, на который мы изначально рассчитывали. Даже самые лучшие законы не могут работать, остаются декларациями, если не работают судебные институты, если являются избыточными или, наоборот, слишком вялыми административные процедуры. И мы это, к сожалению, очень неплохо знаем на собственном опыте», - заметил Д.Медведев, выступая перед мировым юридическим сообществом.
Право плюс контроль применения
«Почувствовать нерв правоприменения» - как образно выразился президент России, – и поможет власти подписанный им Указ. Он касается мониторинга применения законов и иных нормативно-правовых актов в стране.
Мониторинг будет осуществлять Министерство юстиции – комплексно и в плановом порядке. Методику осуществления мониторинга должно утвердить правительство в течение ближайших трех месяцев.
В соответствии с Указом, Минюст при помощи других структур станет анализировать выполнение решений Конституционного суда, постановлений Европейского суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принять, изменить или отменить законодательные и иные нормативно-правовые акты. Мониторингу подлежит также выполнение решений и актов президента, правительства, федеральных, региональных и муниципальных органов власти России.
Результаты мониторинга будут ежегодно обобщаться в виде доклада, данные которого будут учитываться правительством в законодательной деятельности, а Верховным и Высшим арбитражным судами России - при даче разъяснений по вопросам судебной практики.
Как следует из Указа, Следственный комитет РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны будут принимать меры по устранению выявленных в ходе мониторинга недостатков нормотворческой и правоприменительной деятельности в пределах своих полномочий.
От ретроспективы к перспективе
По убеждению Дмитрия Медведева, мониторинг правоприменения в России позволит сделать еще один шаг на пути модернизации правовой системы страны. Как полагают в Европейском суде по правам человека, реализация указа президента будет способствовать улучшению ситуации с соблюдением прав человека в России.
«Европейский суд по правам человека перегружен, каждый год поступает около 50 тыс. обращений, и есть трудности, связанные с обработкой такого количества дел, - отметил в интервью радиостанции "Голос России" комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг. - Естественно, мы бы хотели провести реформы - в том смысле, чтобы эти реформы были со стороны стран-членов Совета Европы. Должна улучшиться сама ситуация с правами человека для того, чтобы у людей не было необходимости обращаться в Страсбургский суд".
В свою очередь генеральный секретарь Совета Европы Турбьорн Ягланд заметил на Санкт-Петербургском юридическом форуме, что «послужной список» некоторых стран в Страсбурге основывается не на общем количестве нарушений Европейской конвенции о правах человека, а на числе нарушений, жертвы которых не получили надлежащей правовой защиты у себя на родине. «Даже беглый взгляд на решения суда и ожидающие рассмотрения иски указывает на то, что не решены относительно немногочисленные, но возникающие вновь и вновь структурные проблемы, которые лежат в основе очень большого количества аналогичных исков, подаваемых в суд», - считает он.
В качестве положительного примера он напомнил о первом пилотном решении ЕСПЧ в отношении России - оно касалось невыполнения органами исполнительной власти решений российских судов. До принятия этого пилотного решения два года тому назад Страсбургский суд был вынужден рассматривать сотни подобных дел в течение многих лет – по сути дела, действуя в качестве суда первой инстанции, что по определению абсурдно, - и такое алогичное положение дел сохранялось достаточно долго. «К счастью, сегодня налицо политическая воля и межведомственное сотрудничество, которые позволили эффективно решать такие споры внутренними средствами правовой защиты. Пакет законодательных актов, подписанный в прошлом году президентом Медведевым и направленный на предоставление надлежащей компенсации жертвам необоснованно затянутых судебных и правоприменительных процедур, безусловно, стал важным шагом вперед», - с удовлетворением констатировал генсек Совета Европы.
Значительное число исков, направляемых в Страсбургский суд из России, представляют собой апелляции на решения региональных судов. Как правило, такие дела в кассационном порядке Верховным судом не рассматриваются. В результате окончательные решения в рамках национальной системы выносятся областными судами России, после чего граждане РФ оспаривают их в Страсбургском суде.
В этой связи Ягланд предложил выстроить в российской судебной системе следующую «вертикаль»: «В такой огромной стране, как Россия, окончательное решение в рамках национальной системы должно приниматься верховной судебной инстанцией федерального уровня, будь то Верховный или Конституционный суд».
Помимо этого, генсек СЕ предложил еще и такую рекомендацию: «обеспечить, чтобы судебный надзор Верховного суда во всех случаях стал эффективным национальным средством правовой защиты, гарантирующим юридическую однозначность и качество правосудия».
«Это также позволит решить проблему чрезмерной загруженности суда в Страсбурге», - пришли к общему мнению европейская и российская стороны.
***
Россияне формально лидируют по числу обращений в Страсбургский суд по правам человека, их число растет: 10 146 обращений — в 2008 г., 14 309 — в 2010 г. По «валу» Россия обошла Румынию (5992 обращений) и Турцию (5821 обращений) вместе взятые.
Однако по числу поданных в ЕСПЧ жалоб на душу населения та же Румыния (население – чуть более 22 млн чел.) вышла далеко вперед России с ее почти 145-миллионным населением. Так, в 2010 году ЕСПЧ удовлетворил 204 из 217 рассмотренных исков к России, 135 из 143 — к Румынии и 107 из 109 — к Украине (население – примерно 48 млн. чел.).
Так кому же принадлежит «пальма первенства» в ЕСПЧ? Ясно, что не России.
***
На днях Дмитрий Медведев подписал Указ «О создании Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом». По словам президента России, поводом для его появления стало «огромное число обращений».
«Фонд будет заниматься поддержкой всех соотечественников, которые живут в других странах, в случае нарушения их прав и законных интересов. Будет заниматься правовой, организационной работой, будет заниматься оказанием помощи соотечественникам», - сообщил российский лидер.
К работе Фонд приступит со следующего года. Он будет руководствоваться российским законодательством, международными конвенциями и законами тех государств, в которых проживают соотечественники.