Регион

Неоконченная история о пропавших деньгах - 2

15.06.2010
Напомним нашим читателям, что речь в предыдущей статье шла о проблеме целого коллектива бельцкой школы искусств им. Ч. Порумбеску. Около 50 человек, работавших там ранее и сейчас, неожиданно обнаружили, что, уходя на заслуженный отдых, смогут получить только минимальную социальную пенсию, так как документы, подтверждающие их отчисления в социальный фонд, бесследно исчезли.
 
Преподавателю школы искусств Ольге Кольба, которая взялась за поиски утраченных документов, не удалось обнаружить никаких данных о начислении не только собственной зарплаты за 7 месяцев 2003 года, но и зарплаты и отчислений всех коллег: ни лицевых счетов по начислению зарплаты, ни расчетных ведомостей на ее выдачу. Кроме того, были выявлены значительные расхождения в налоговых поступлениях, данные о которых представляли разные организации.
 
В течение года Лидия Оларь, Ольга Кольба и другие преподаватели школы пытались отстоять свои права. Писали в солидные организации: Государственную налоговую инспекцию, Государственную архивную службу, Территориальную кассу социального страхования, Территориальную инспекцию труда, правоохранительные органы, в местную примэрию и даже и.о. президента М. Гимпу. Отовсюду получали ответы, вернее отписки, а проблема так и оставалась нерешенной. После выхода публикации в «МВ», казалось, «процесс пошел».
 
Комиссия НКСС, приехавшая в Бельцы в начале мая этого года, пригласила для разбирательства одну из пострадавших - Лидию Оларь, которая отказалась выходить на минимальную пенсию, вернула свои документы и продолжает работать.
«Когда я обнаружила отсутствие взносов социального страхования за 1999-2001 год и 7 месяцев 2003 года, возмутившись этим беспределом, решила приостановить выход на пенсию и добиться выплаты своей кровно заработанной пенсии, а не той подачки, которую мне пытаются дать», - с возмущением говорит Л. Оларь.
 
В результате деятельности комиссии, Оларь в течение суток начислили ту пенсию, которая была положена по закону, и вместо обещанных 650 леев пенсионерка будет получать примерно 1230 леев. Более того, ей пообещали выплатить пенсию с момента достижения пенсионного возраста и оперативно составить все акты расхождения в суммах.
 
Казалось бы, правда восторжествовала. Потерпевшая получила то, что требовала по закону. А чиновники написали официальное письмо в редакцию «МВ», в котором еще раз подробно объяснили, кто имеет право на пенсию и как ее можно получить. А также уличили газету в распространении якобы недостоверной информации о том, что четыре человека из коллектива бельцкой школы искусств им. Ч. Порумбеску уже ушли на социальную пенсию, так и не добившись перерасчета. «Относительно информации из статьи, что четверо коллег заявительницы являются получателями социальных пенсий, сообщаем, что это недостоверная информация, так как при проверке установлено, что все четверо являются получателями пенсий, размер которых в отдельности составляет более 1000 леев», - отчитались чиновники.
 
Когда корреспондент «МВ» попыталась выяснить у ушедших на пенсию, так ли это, пенсионерки все в один голос заявили, что «это вранье». Информация о том, что их пенсия превышает 1000 леев, была воспринята очень болезненно.
 
«В 2010 году, достигнув пенсионного возраста, я стала оформлять документы на пенсию. Еще в 2009 году мне предварительно подсчитали, что моя пенсия будет 550 леев из-за прерванного страхового стажа и отсутствия отчислений в ТКСС за 1999-2001 годы и 7 месяцев 2003 года. Никто мне даже не пообещал, что пенсия будет больше», - возмущается преподаватель школы искусств Людмила Митронюк.
 
Вышедшая на пенсию в прошлом году Людмила Самсонова - она работала на полной ставке с 1977 года - также сообщила, что ее пенсия составила 650 леев, а после всех повышений она получает 825 леев.
 
890 леев начислили в 2007 году и преподавателю Людмиле Пуга, трудовой стаж которой составляет 36 лет. Сейчас она получает 1017 леев. Ее относительно большая пенсия объясняется двойной ставкой и административной работой, но никак не усилиями чиновников, сумевших правильно ее начислить.
 
Так что не совсем понятно, как именно проверяли члены комиссии достоверность информации, указанной в статье. По-видимому, просто доверились местным чиновникам, а те решили не обострять и так достаточно острую проблему.
 
А она, к сожалению, остроты не потеряла. Ни на один вопрос члены коллектива школы искусств им. Ч. Порумбеску ответа так и не получили.
 
Преподаватель Ольга Кольба решила идти до конца и обратилась в Центр по борьбе с коррупцией, потому что считает, что ее деньги попросту украли. «Больше года я пытаюсь выяснить, куда подевались мои взносы социального страхования за 1999-2001 годы и за 7 месяцев 2003 года, которые удерживали с моей зарплаты. До сих пор не могу понять, как исчезли мои взносы на пути к моему индивидуальному лицевому счету в ТКСС. Или их украли уже с лицевого счета? Как могли исчезнуть такие важные документы, как лицевые счета, расчетные ведомости трех лет, годовой финансовый отчет за 2003 год ...».
 
Преподаватель предполагает, что «одновременное исчезновение документов в разных организациях явно указывает на то, что кто-то обеспечил себе хорошую пенсию, обокрав не только конкретных людей, но и государство».
 
В школе искусств им. Ч. Порумбеску все больше понимают, что их проблему никто глобально решать не собирается. Комиссии и местные чиновники практически расписались в своем бессилии. Нет документов - нет проблемы.
 
В официальном ответе Национальной кассы социального страхования, подписанном председателем НКСС Марией Борта, написано: в случае невозможности предоставления справки о застрахованном доходе в связи с тем, что не сохранились документы, данный период включается в застрахованный стаж согласно трудовой книжке, а при определении среднемесячного застрахованного дохода соответствующие месяцы не учитываются. То есть чиновники еще раз подчеркнули, что пропавшие деньги никто восстанавливать не собирается, а пенсия будет высчитываться на основании тех сумм, которые на счета поступили.
 
Что будут делать люди, попавшие в такую сложную ситуацию, никого особенно не волнует. Выход только один - идти в суд и судебным решением восстанавливать свои права на заработанную пенсию.
 
По скромным подсчетам, положительное решение суда с издержками на запросы, адвокатов и лекарства пострадавшим будет стоить несколько тысяч леев, и продлится не один год. Так что шансы дожить до пенсии, находясь в постоянном стрессе, есть далеко не у многих. На не дошедших до победного финиша государство может значительно сэкономить.
Наталья Иваницкая

Комментарии (1) Добавить комментарии

  • x

    Замечательная статья. все правильно. Никто людей в упор не видит. Кто такие пенсионеры? Неудобные люди, случайно дожившие до пенсии. Чем быстрее умрут, тем лучше и легче обществу. Только вот старыми будут все, кто доживет. а молодость проходит быстро. Неплохо бы это помнить тем, кто шпиняет так людей.