Персона

Непростая арифметика жизни

10.05.2013
{Непростая арифметика жизни} Молдавские Ведомости
На столе - молоко, яйца, мука. «Сахар и варенье еще надо купить для рулета, - озабоченно сказала пенсионерка. - Потом курочку нужно зарезать, хочу холодец приготовить. Дочь и внучка должны приехать в гости, для себя я бы ничего не делала. Денег не хватает, зимние счета за услуги съели все запасы».
 
Лидии Лазаревой 76 лет. Муж умер несколько лет назад. Две дочери давно имеют свои семьи и живут отдельно, младшая - в этом же городе, часто навещает мать. Сын умер, а его дети живут далеко в России. Обе дочери Лидии Семеновны – учительницы.
А когда-то, в 1955 году, она приехала в Чадыр-Лунгу совсем молоденькой девушкой. В украинском городе Фастове познакомилась на танцах с Петром, который там служил. Оказался парень гагаузом из Молдавии. Знакомиться со свекровью Лидия приехала уже как законная жена. Матери мужа и сестрам деваться было некуда, пришлось принять чужую. Но молодая гелин (по-гагаузски – «невестка») поразила родню тем, что язык выучила за полгода. «Гелиним беним ела хызлы гагауз дилини юренди, ани бян кендим кызларлан бир да лаф якышмэр лаиидем», - не без гордости говорила свекровь соседям: «Невестка так быстро выучила гагаузский язык, что я не могу со своими дочками поговорить».
«О том, что мой нареченный гагауз, а не молдаванин, я узнала уже в загсе и очень удивилась, - вспоминает Лидия Семеновна. - Когда приехала в Гагаузию - была поражена еще больше незнакомыми мне до того обычаями и порядками. Во-первых, меня очень смутило то, как женщины тогда одевались: все было закрыто, со спины я никогда не могла разобрать, где мама, а где ее дочери. Долго привыкала к еде, мамалыги до того никогда не ела, с жареным перцем еле справлялась. А сейчас это мои любимые блюда. Гагаузский выучила быстро, видно, были способности у меня к языкам, я вообще хорошо училась, но вот не реализовала себя. Пока дом строили, детей поднимали, жизнь и прошла».
А еще Лидия Семеновна замечательно поет, участвовала несколько раз в фестивалях гагаузской песни в Чадыр-Лунге, исполняла песни на гагаузском языке. Ни одна свадьба, на которой была женщина, не прошла без песен в ее исполнении. Поет Лидия и сейчас для подруг в чадыр-лунгском женском клубе «Анастасия», который посещает.
«Лидия Семеновна очень активная, энергичная, веселая, - говорит председатель клуба Валентина Пашалы. - Уже десять лет, как посещает наш клуб. Мы с интересом слушаем ее истории и, конечно, песни».
В «Анастасию» Лидию Семеновну привела внучка Юля, которая жила тогда у нее: разузнала все о клубе и рассказала бабушке. С тех пор женщина с большой радостью приходит пообщаться со знакомыми. Юля, которая очень любит бабушку, сейчас уже замужем и приезжает редко. Будучи студенткой университета, девочка нашла работу и заработала денег любимой бабуле на стиральную машинку!  Вот уже три года как Лидия Семеновна отдыхает от ручной стирки.
Хозяйство у пенсионерки небольшое: куры, несколько кроликов - любимое занятие ее. И, конечно, огород. Несмотря на возраст, женщина сама копает, полет сорняки, пилит и рубит дрова, словом, ведет свое небольшое хозяйство. «Как же вы в таком возрасте сами справляетесь, да еще всегда веселы и бодры – как у вас это получается?» - удивляюсь я.
«Спасибо Богу, здоровье пока не подводит, иначе совсем трудно было бы, - улыбается Лидия Семеновна. - Как говорится, характер закаляется в трудностях, и организм, наверное, тоже. Я когда училась, мне приходилось преодолевать каждый день семь километров в одну сторону и семь в обратную. Пешком, на подводе, в снег, в дождь – так я добиралась до школы».
 
Пенсия Лидии Семеновны - чуть более тысячи лей, всю ее зимой съедают коммунальные услуги. В январе набежало  1143 лея, из них 981 - за газ, в феврале – 1254 лея, за газ – 1033. Как свести концы с концами? Такую задачу не решил бы ни один математик мира, а наши женщины – решают!
«Так у вас же ничего не остается, на что вы еду покупаете, дети помогают?» - спрашиваю ее. «Наоборот, это мама нам помогает» - возражает дочь Татьяна, которая пришла в гости к матери. «Я отказываю себе во всем, деньги собираю, чтобы зимой было чем платить за услуги и покупать самое необходимое из еды и для дома, - делится Лидия Семеновна. - Огород и хозяйство небольшое выручают. Жизнь трудная стала, все не хватает. В СССР было трудно, но у нас было все необходимое, дом строили, хотя новую одежду редко себе могли позволить. Я помню, как мы с мужем пошли покупать мне серьги. В магазине были только гагаузские традиционные золотые. Петя сказал мне - мол, хочешь, не хочешь, а возьмем эти, там посмотрим. До сих пор их ношу. Продавщица знала, что я русская, с удивлением на меня смотрела».
 
С мужем жили дружно в большой любви до последних дней его жизни. До сих пор, когда вдова вспоминает о нем, слезы на глаза наворачиваются.
Вот так русская по происхождению женщина, приехала в Молдавию, осталась жить среди гагаузов и нисколько об этом не жалеет. Жизнерадостная, общительная, энергичная пенсионерка никогда не жалуется и умудряется, как и многие наши женщины распределить небольшую пенсию на самое необходимое для жизни, да еще и детям помочь…
 
Ирина ПИНЕГИНА
 

Комментарии (0) Добавить комментарии