Регион

Нужен ли приднестровскому руководству приостановленный visa-ban?

16.03.2010
{Нужен ли приднестровскому руководству приостановленный visa-ban?} Молдавские Ведомости
С инициативой об отмене запрета на въезд в ЕС для приднестровских лидеров выступила Молдова. Как полагают в Евросоюзе и Молдове, отмена запрета положительно повлияет на процесс урегулирования приднестровского конфликта. Полностью запрет не снят. Формально он продлён на один год с оговоркой, что теоретически представители приднестровских властей могут запросить визу.
 
Режим запрета на въезд в ЕС для приднестровской верхушки имеет семилетнюю историю. В первый раз запрет на въезд был введен  в конце февраля 2003 года, и с тех пор продлевается ежегодно. Введение запрета объяснялось "нежеланием режима поддерживать усилия международного сообщества по приднестровскому урегулированию".
 
Летом 2004 года, когда возник так называемый «кризис молдавских школ» список приднестровских персон нон-грата в ЕС пополнили еще несколько чиновников, виновных, как считалось, в запугивании педагогов и учеников молдавских школ, с преподаванием на основе латинской графики, и закрытии этих учебных заведений на территории Приднестровья. Запрет поддержали США и новые члены ЕС.
Идея таких визовых ограничений для упомянутых персон не в Брюсселе – в Кишиневе. В конце 2003 года он резко разворачивался в сторону «западных партнёров» и стал привлекать их и в приднестровский «самый легкоразрешимый конфликт».
 
После введения запрета неизменный лидер приднестровского чёрного списка Игорь Смирнов сказал не для прессы, что если он и посещал европейские страны развитого капитализма, в частности, Германию, то только для того, чтобы здоровье поправить, а не личные счета в банках открывать.
 
В 2007 году депутат Европарламента от Эстонии, сопредседатель комитета по парламентскому сотрудничеству РМ-ЕС Марианн Микко, призвала Россию также «запретить выезд за пределы региона представителей руководства Приднестровья, которые объявлены Евросоюзом персонами нон-грата».
 
Микко предлагала, чтобы требование о закрытии границ для лидеров Приднестровья выдвинула и Украина, так как «политическая и экономическая элита Приднестровья беспрепятственно передвигается, используя территорию России и Украины». Мол, пользуются все одесским аэропортом.
 
Так же, как и Россия, Украина не прислушалась к этим предложениям. Практически все «списочники» обладают украинским и российским гражданством, и для того, чтобы воплотить  наяву идеи Микко, Украине и России пришлось бы обосновывать запрет на въезд в страну своим гражданам. 
 
Приднестровское руководство также в долгу не осталось и, в ответ на действия ЕС, запретило с февраля 2003 года въезд в регион и транзит через него руководства Молдовы. Доходило в этом состязании «кто кого не пустит» до абсурда. Молдавское руководство, например, в одно время до того разохотилось, что объявило в уголовный розыск все тогдашнее приднестровское руководство (к слову, сторону переговорного процесса).
 
Список приднестровских «невыездных» состоит из двух частей. В первой - президент, министры силового блока, прокурор, замы министров, бывшие министры. Второй список из шести человек возглавляла бывший министр юстиции  Галина Урская, а затем, по порядку, главы администраций Дубоссар, Тирасполя, Рыбницы, Бендер.
 
В первой части все семь лет неизменно фигурировали три персоны с одинаковой фамилией: номер первый - Игорь Смирнов, лидер Приднестровья, два и три - оба его сына - Владимир, возглавляющий Государственный таможенный комитет, и Олег - председатель правления "Газпромабанка", депутат Верховного Совета и лидер пропрезидентской Патриотической партии.
 
Интересно, что в списке продолжает фигурировать Виктор Балала, который снят с должности министра юстиции еще три года назад, и в приднестровской столице уже не проживает.
 
По мнению ЕС, эти госчиновники «несут непосредственную ответственность за отсутствие прогресса в приднестровском урегулировании». Может Балала с тайной миссией что-то делает «для отсутствия прогресса в приднестровском урегулировании» в России, куда он выехал?
 
Числится в списках и Валерий Лицкай, в своё время бывший госсекретарём, а после министром иностранных дел региона. Возможно, это маленькая месть европейцев бывшему приднестровскому дипломату, отличавшемуся некоторой вольностью поведения в общении с западными коллегами.
 
В 2009 году перестали быть персонами нон-грата для ЕС шесть человек: бывший председатель Верховного Совета - Евгений Шевчук, бывший глава Приднестровского Республиканского банка - Эдуард Косовский, бывший вице-президент Приднестровья - Сергей Леонтьев, бывший вице-спикер (ныне спикер приднестровского парламента) - Анатолий Каминский, - бывший министр информации и телекоммуникаций, позже постоянный представитель Приднестровья на Украине - Борис Акулов.
 
Однако, как выясняется, руководство региона весьма устраивает visa-ban. В частности, его существование оправдывает запрет на въезд в непризнанную республику, под который периодически попадают даже те, кто прежде в списке невъездных в регион не фигурировал. Так, 24  марта 2009 года приднестровская сторона заявила о запрете на въезд в ПМР для ряда европейских дипломатов, аккредитованных в Кишинёве. Тогда «невъездными» для Тирасполя стали посол США в Молдове - Азиф Чодри, специальный представитель Европейского союза в Кишиневе - Кальман Мижей и посол, председательствовавшей на тот момент в ЕС, Чехии - Петр Кипр. Согласитесь, visa-ban неплохая возможность продемонстрировать силу и значимость.  
 
Впрочем, приднестровских «списочников» существование visa-ban особо не печалило.  Если в странах ЕС проходила какая-то важная встреча, и на нее были приглашены те, кто есть в списке, - получали визы без проблем и ехали. Дипломатия – дело тонкое. Найти обоснования для исключения из правил всегда можно.
 
Максим Кузовлев

Комментарии (0) Добавить комментарии