История

Реинкарнация "Мертвых душ"

05.02.2009, 23:39
{Реинкарнация "Мертвых душ"} Молдавские Ведомости
Мертвые душиПостановка столь русского произведения на молдавской сцене сама по себе любопытна, тем более, что взялся за этот рискованный проект режиссер Ион Сабдару - наш земляк, сегодня успешно реализовавший себя в Румынии. Сабдару - выпускник Кишиневского института искусств, ВГИКа, у него за плечами московский курс режиссуры. Он ставил в наших театрах "Лучафэрул", "Ионеско", и в Румынии в театрах "Михай Еминеску" в Ботошанах, "Иосиф Вулкан" в Орадя, "Фантазио" в Констанце, "Георге Баковия" в Бакэу. Сегодня он актер и режиссер театра Василе Александри в Яссах.

Арт-директор кишиневского театра Еминеску Санду Козуб комментирует: "Мы хотели давно пригласить Иона к нам и рады тому, что получилась такая необычная адаптация "Мертвых душ" на драматической сцене. Знаменательно, что премьера в Молдове была юбилейной - 60-й в творчестве Сабдару. Материал не простой, с множеством характерных ролей, что позволило занять большую часть труппы. Работалось с ним достаточно просто, потому что Ион хорошо знает свое дело, ставит цель и конкретно ведет к ней актеров. Ион знает многих наших актеров, но ставил в Молдове давно, тем не менее все сложилось удачно. У спектакля есть зритель, мы играем его по 6-7 раз в месяц. Спектакль актуальный в костюмах нашего времени, полицейские даже одеты в современную форму. Еще одна особенность режиссерского замысла это "оживление мертвых душ". Они периодически появляются на сцене, в хорошем настроении. Идея такая: чем хуже мы живем, тем бодрее становимся. Нас нельзя уничтожить, и чем невыносимее действительность, тем мы живуче.

Это персонажи-фантомы, провоцирующие и без того нездоровое мышление Чичикова, идеи которого сродни галлюцинациям. Все это подается как игра. В итоге, все хорошо. Когда является полиция, чтобы арестовать Чичикова, он отделывается обычной взяткой. Все очень современно. Есть и сцена с загранпаспортами, когда мертвецы стоят в очереди за румынским гражданстовм, размахивая нашими голубыми паспортами. Получив вожделенное, выходят уже состарившимися, но с красными паспортами в руках. Меня очень порадовали наши актеры: хорошо показал себя Виталие Руссу в роли Чичикова, Ион Мокану - Собакевич, Анжела Чобану - Коробочка, все играют верно, интересно. Удачно подобралась постановочная группа: сценическая версия - Ион Сабдару, ассистент режиссера - Никичи Кондо из Японии, декор - Петру Балан, костюмы - Стела Фурдуй, музыка - Мариан Стырча, сценическое движение - Николай Казмин".

Действие спектакля происходит практически на сцене без декораций, словно их не достроили или вовремя не завезли. Занавес сразу открыт, и мы видим, как актеры снуют по сцене, обсуждая свои проблемы. Так создается эффект модного нынче уличного действа или "гиперреальности", и поскольку реальность у нас унылая, то и сена мрачновато-серая. Единственный контраст - железный помост с двумя лестницами, на который водружены три стола. За столами заседают власть предержащие чины в полицейской форме и светской одежде. Они ведут допрос всех персонажей, вступивших в сделку с Чичиковым - таким образом действие начинается с финала. Допрос - это первый рефрен действия, прерывающийся экзотическими сценами чичиковских торгов, когда он всеми хитростями выкупает мертвые души у разных помещиков. Еще один рефрен, не менее жуткий, это сами "мертвые души" - группка бедно одетых молодых людей, возникающих на сцене вначале с могильными крестами в руках, а в конце с миниатюрными гробиками. Мертвецы спокойно блаженны, но активно просят милостыню, как нищие, принимают подачки от богатых, как бомжи, стремятся уехать на заработки с загранпаспортами и ветхими чемоданами в руках, и даже "молча бунтуют" плакатами с надписями "против мафии, коррупции, терроризма и инфляции". И не нужно большого ума, чтобы догадаться, что массовка мертвецов - это мы, беспомощно барахтающиеся в бесчеловечных условиях, созданных власть имущими. Мы тоже мертвецы, потому что нас не слышат, мы бунтуем внутри себя, молча, и нас никто не слышит. Но у нас, даже мертвых, есть души.

Само действие спектакля закручено вокруг Чичикова, появление которого вызывает шок и недоумение у жителей провинциального городка: его называют то изготовителем фальшивых бумаг, то безногим преступником капитаном Копейкиным, а то и Наполеоном! Действие сопровождает звон колоколов, переходящий в конце в бренчание колокольцев, символизирующих любимую гоголевскую "Русь-Тройку". Верно решено звуковое оформление с музыкой Мариана Стырчи и конкретными музыкальными образами, мрачновато-жестким звукофоном вполне в духе постановки, но непривычно для лирика Стырчи.

Но суд идет, и высшие чины озадачены, не хочет ли Чичиков украсть дочь губернатора, не в сговоре ли он с Ноздревым? Впрочем, с губернатором Павел Иванович очень мил и на короткой ноге, ведь они люди светские, обученные европейским манерам. Слащаво галантен сам губернатор (Юрия Негоицэ) в модном костюме цвета стали. Он увлечен вышивкой, натянутой на игрушечный макет таможенных знаков.

Чичиков доволен, нынче засуха, голод, крестьяне мрут, значит. год на мертвых душ будет урожайный. Павел Иванович человек деятельный современный, служит в разных доходных местах, в юриспруденции и на таможне. Хлебное место, разбогател сказочно, но не везет ему, замели, поста лишили, и вот он бедненький опять в поисках хлеба насущного. Кормится сразу на том свете и на этом, заигрывая с живыми и мертвыми, пока опять не заиграется и не попадет в лапы полиции.

Ну а пока он процветает, уговорив любезного Манилова подарить ему мертвых душ с десяток-другой. Очаровал и Собакевича, уважаемого в деловых круга предпринимателя. Отличный психолог Чичиков обкрутил и прижимистого Плюшкина, продавшего мертвых душ, чтобы налогов не платить. Убедительна Анжела Чобану в ролит богобоязненной Коробочки. С нею Чичиков не церемонится, она женщина недалекая и быстро считает свои души, переживая, а почем нынче мертвецы на рынке? И если туповатую вдову Коробочку подавляет Павел Иванович, что уж Ноздрев сам добивает Чичикова и сдает властям.

Ноздрев колоритно удался Петру Ойстрику, это самый яркий помещик - этакий придурок, пьяница, карточный шулер и хулиган. Он свистит, дерется, палит из пистолета и точно знает, что Чичиков - Наполеон!

И посреди всего этого - Чичиков, так называемый средний класс. Эта лучшая роль в спектакле, и она весьма убедительно удалась Виталие Руссу. Он играет Чичикова тонко, многопланово, со смаком. Его герой не прост, ловок умом и приятен, изящен в манерах, изворотлив и вызывает симпатию. Его мораль проста: а кто нынче не ворует? Ведь в каждом из нас есть немного от жуликоватого Чичикова. И не осудишь его, как выжить иначе? Его же судят, но освобождают за взятку в 30 тысяч рублей. Так что жив наш душка-Чичиков, вечен и не пропадет никогда, потому что умеет лавировать меж властью и нищетой, живыми и мертвым, тупыми и умными, простыми и хитрыми. Знаток человеческих душ он давно легенда, и не такая уж абсурдная. Он даже нужен, чтобы соединять людей на том свете и на этом, он мысль будоражит, учит жить, неважно, что не по закону, а кто законник сегодня?

"Мертвые души" в театре Еминеску удались, но этот спектакль не назовешь ярко сценичным, он скорее, мрачный, философский. Это не лубочно-яркий Гоголь, как можно было ожидать и не так комичен, как принято в русской сатире. Здесь все серо, убого, повседневно. Да и чему радоваться на грани жизни и смерти, в нашем бездушном мире - это опасная грань, за которой и нету ничего.

Eлена УЗУН

Комментарии (0) Добавить комментарии