С чем едят децентрализацию?
20.04.2010
На собрании председателей районов Молдовы в Кишиневе, которое созвал премьер-министр Владимир Филат, децентрализация была представлена, как повышение уровня сотрудничества центральной и местной власти при создании большей автономии на местах. Делается это все, по словам премьера, с целью «приближения государственных услуг и решений к гражданам». При этом предполагается рост эффективности местных властей, за счет того, что проблемы смогут решаться на местах. Еще одним следствием децентрализации станет рассредоточение власти. К тому же, по мнению главы кабмина, если процесс получения новых полномочий местными органами власти будет проходить действенно, это поможет районам избавиться от зависимости от центра.
Важным этапом этого процесса будет и децентрализация социальной помощи населению. Филат обвинил местные органы власти в том, что социальная помощь дошла лишь до малой части нуждающихся. И виновато в этом плохое информирование населения в регионах. «Деньги удалось получить с большим трудом – а нуждающихся не оказалось?», - вопрошает премьер.
С тем, чтобы сдвинуть этот вопрос с места решено было возродить Паритетную комиссию по административной децентрализации, которая будет посредником между Парламентом и Правительством по вопросам децентрализации и станет координировать ее ход. В состав Комиссии вошли премьер-министр, государственный министр, министры финансов, экономики, образования, строительства и регионального развития и министр труда и соцзащиты, а также представители Ассоциации местных властей первого и второго уровня, Национального совета по участию и Башкан Гагаузии.
Большинство приглашенных представителей районов повидали уже много разных инициатив в данной области, в том числе предыдущую попытку децентрализации, предпринятую в 2006 году. Но если позиция центральной власти по вопросу децентрализации более-менее понятна – «расширить» и «углубить», то что думают об этом представители власти второго уровня Владимир Филат уже не услышал. Дав установку, премьер-министр довольно скоро покинул собрание, так что какого-то диалога не получилось, и большая часть мнений местных избранников осталась невысказанной. «МВ» постарались восполнить этот пробел и обратились к регионалам напрямую.
Больше прав, пожалуйста
Основная тема, волнующая регионы, это расширение их полномочий. «Те проблемы, которые возможно решать на местах, должны решаться на местах, в районах. А для того, чтобы районы имели возможность выполнять свои обязанности, им нужны и права», - сказал корреспонденту «МВ»председатель Комратского района Иван Крушка.
По его словам, 90% государственных служб - такие, как экология и правоохранительные органы – подчиняются исключительно центральной власти. Сложно понять, как при этом руководителю района исполнять свои функции, если, например, при разработке планов и стратегий развития региона, он не может рассчитывать на какое бы то ни было содействие государственных служб. «Они управляются из Кишинева – а мы здесь должны нести ответственность», - говорит Иван Крушка. По его убеждению, если будет больше взаимодействия с центральной властью – будет и эффект.
«Многие вопросы можно решать на районном совете. Например, вопрос о продаже сельскохозяйственных земель мы должны были решить здесь. Многое можно было бы решать быстрее и эффективнее, чем ждать решения Правительства», - считает председатель Кантемирского района Андрей Малышев.
Децентрализация местной власти, кроме всего прочего, подразумевает делегирование полномочий и обязанностей центральной власти представителям на местах. Таким образом, подчиненные получают большую свободу воли, но и вместе с тем и большую ответственность. Местные избранники, похоже, не боятся ответственности, которая возрастет вместе с расширенными полномочиями. Или, как минимум, понимают это.
«Те люди, которые соглашаются работать в регионах, отдают себе отчет в том, что кроме прав есть и ответственность. Если они согласились – то должны нести эту ответственность», - говорит Иван Крушка.
Но прежде, чем одаривать регионы новыми обязанностями, нужно, наверно, убедиться в их способности их выполнить?
Налоговая круговерть
Поэтому главной проблемой, которую должна решить децентрализация, становится изменение фискальной политики в регионах. По крайней мере, этого там ждут. Дело в том, что на данный момент налоги, собираемые в районах, целиком и полностью идут в госбюджет, и уже потом возвращаются назад в виде жестко контролируемых дотаций. В результате такого бюрократического круговорота средств в природе, районы вынуждены клянчить деньги из центра постатейно, как в советские времена. А это делает разработку стратегий развития региона крайне негибкой и отнимает стимул к эффективным налоговым сборам.
Децентрализация сама по себе будет бессмысленна без финансовой независимости, подчеркивает Андрей Малышев. «80-90% финансовых средств идет из центра. При этом большая часть – только на образование. Мы связаны по рукам и ногам», - сетует он.
«Мы все время ждем денег от правительства. Как можно в этих условиях говорить о самостоятельности? Если у нас есть финансы – у нас есть и независимость», - подчеркивает примар села Бэлэнешты Сынжерейского района Георгий Тетрарь.
«Могут дать самостоятельность, а денег – не дать. И выплывайте как хотите, - говорит председатель Флорештского района Руслан Зелененко, - Вдобавок к самостоятельности надо создать и условия для того, чтобы человек мог работать независимо».
Шагом вперед было бы предоставление районам возможности распоряжаться большей, чем сейчас, частью собранных денег, - таково единодушное мнение представителей местных органов власти.
Обратная сторона децентрализации
Впрочем, как раз лозунг: «выплывайте, как хотите», может стать лейтмотивом новой реформы. Без денег, без разъяснений, без конкретной стратегии… Не удивительно, что не все в регионах торопятся хвалить то, что, по сути, еще толком не понятно.
«Многие из местных органов власти пока еще не понимают что это значит – децентрализация – и с чем ее едят, - поделился с «МВ» Георгий Тетрарь, - Сначала надо понять что нам предлагают, и как собираются претворять это в жизнь, а потом уже делать выводы».
В ходе дальнейшей беседы глава Бэленешт высказал предположение, что реформа так активно продвигается именно сейчас скорее по политическим, популистским причинам. По его словам, подобные речи были и раньше, но никакой свободы не появилось.
«Что-то мне кажется, это ничего не даст, - подвел итог теме децентрализации Г. Тетрарь, - Пока – подчеркиваю, «пока» – мы зависим от средств, которых у нас нет… Децентрализация это, конечно, красивые слова. Но вопросы «а что это такое?», «а с чем это едят?», «а что будет после этого?» – остаются».
Но причина, которая кроется за желанием децентрализовать власть, может оказаться еще банальнее. Не пытается ли центральная власть ненавязчиво спихнуть ответственность за нарастающие экономические проблемы, с которыми не может справиться сама, на регионы?