Семья Бортэ, начав в селе бизнес по-европейски, разорилась
16.11.2009, 22:48
В начале было 7 литров
В 1996 году Иван и Наталья Бортэ из села Куконешты Единецкого района занялись заготовкой молока.
"В 1996 молочная отрасль находилась в тяжелейшем положении. Большинство ферм было разрушено, и молокозаводам пришлось искать сырье у населения",- вспоминает Наталья.
Супруги Бортэ тогда начали сотрудничать с Купчинским молочным заводом.
"Мы были четвертыми по счету партнерами завода",- замечает Иван. В самом начале сотрудничества с Купчинским заводом объем собранного супругами молока ограничивался всего семью литрами в день.
"Острая нехватка сырья грозила предприятию прекращением деятельности. Так что буквально каждый литр был для завода бесценен",- повествует Иван Бортэ.
Тогда, в 1996 году, люди не стремились сдавать молоко. Поэтому деятельность заготовителей не сводилась, как сегодня, к простому приему молока у населения. Ивану и Наталье приходилось убеждать людей в выгодности сотрудничества с заводом. В конце концов неустанная деятельность партнеров Бортэ начала приносить результат. В течение месяца-полтора они довели сбор молока до тонны в день, а еще через несколько месяцев - до четырех тонн в день.
При этом, как рассказывают супруги, у Купчинского завода из-за нехватки "живых" денег постоянно возникали проблемы с оплатой за молоко. Чтобы как-то преодолевать эти кризисы и не потерять людей, согласных сдавать молоко, Иван и Наталья организовали бартер: вместо денег рассчитывались с людьми продуктовыми и промышленными товарами. Таким образом они помогли молокозаводу не потерять сырьевую базу.
От количества к качеству
"Вначале перед нами стояла только одна задача - собрать как можно больше молока. Никто о качестве продукта в тот период не думал",- поясняет Наталья.
В погоне за количеством Иван и Наталья организовали сбор молока также в близлежащих к Куконештам селах Вартик, Городиште, Ханкауцы, Корпачь. Складывалась своя команда.
"Мы и те, кто с нами сотрудничал, достигли определенного успеха в количественном сборе молока. И тогда пришло понимание, что для дальнейшего развития нужно обратить внимание на качество",- рассказывает Иван.
Но чтобы повысить качество молока, понадобилось перестраивать всю работу.
"Одно дело, когда нужно только количество. Можно принять молоко, отправить его на завод и спокойно получать доход, ни о чем больше не думая. Совсем другое дело, когда стремишься получить хорошее качество. Тогда нужно работать с людьми, теми, кто производит молоко, убеждать их правильно ухаживать за коровами",- объясняет Иван.
Научить крестьян работать по-новому - нелегкая задача.
"У людей, содержащих дома коров, выработались определенные привычки и стереотипы. Чтобы убедить их работать по-новому, не только на количество, но и на качество - нужно изменить менталитет. Самым трудным было привить людям новое мышление",- рассказывает Наталья.
Первый шаг, который предприняли супруги со своей командой, собравшейся вокруг них, - это решить вопрос с кислотностью молока.
"Зачастую на завод молоко приходило скисшим. Мы решили выяснить причину этого",- ведет рассказ Иван.
Засев за специальную литературу по молоку, им удалось установить причину этого. Дело было в том, что крестьяне сдавали молоко только один раз в день - утром. Поэтому вечернее молоко, которое в домашних условиях невозможно правильно хранить, они перед сдачей смешивали с утренним.
Тогда супруги Бортэ приняли решение принимать молоко два раза в день - утром и вечером. Им удалось убедить крестьян, и они организовали прием молока два раза в день.
"Прием молока утром и вечером несколько улучшил ситуацию, но коренного прогресса не было, случаи скисания молока по дороге на завод продолжали возникать",- рассказывает Наталья.
Супруги-партнеры Бортэ снова засели за специальную литературу. В книгах они вычитали, что в теплом молоке находятся миллионы микроорганизмов, которые и ведут к его скисанию. Чтобы решить эту проблему, нужно принятое молоко сразу охлаждать.
Они поняли, что необходимо установить на главном приемном пункте несколько охладителей. В 90-х годах сделать это было не просто. Но несмотря на трудности, супруги сами смастерили и установили охладитель.
"Хотя наши первые охладители были весьма примитивными и самодельными, но эффект оказался большим, проблему скисания молока удалось решить",- сообщает Иван. Через некоторое время они смогли приобрести новые, сделанные по всем правилам современной технологии охладители.
Но на этом Бортэ и их команда не успокоились.
Они продолжили изучать вопрос о повышении качества молока. Читая специальную литературу, Бортэ узнали, что жирность - это не только не единственный, но даже и не главный показатель качества молока.
"Читая книги по производству молока, мы узнали, что для качества этого продукта решающее значение имеет количество протеина в нем. Если процент протеина ниже нормы, то ничего качественного из молока произвести не получится",- продолжает Иван.
Тогда супруги закупили для всех приемных пунктов приборы, способные измерять не только процент жирности, но и процент протеина в молоке. И платить за молоко стали не только на основании его жирности, но и с учетом количества протеина.
Крестьяне приняли эту идею в штыки.
"Вначале многие возмущались, почему в их молоке жирность выше, чем у соседа, а плата за молоко меньше",- повествует Наталья.
Супруги набрались терпения, и буквально каждому крестьянину объяснили формулу, по которой высчитывается цена на молоко с учетом не только жирности, но и протеина.
"Самым сложным было изменить менталитет людей. Мы хотели доказать им, что производить качественное молоко может быть более выгодным, чем просто гоняться за количеством",- делится воспоминаниями Иван.
Постепенно, после долгих споров и объяснений, большинство крестьян стали понимать, что производить качественное молоко выгоднее. А для этого нужен правильный уход за коровами.
"Чтобы получить от коровы качественное молоко, нужно организовать правильное кормление. Но одного грамотного кормления недостаточно, их нужно правильно поить, следить за их здоровьем, и даже, не смейтесь, учитывать психологическое состояние коровы",- поясняет Иван.
После долгой разъяснительной работы с крестьянами, удалось их научить ухаживать правильно за коровами, и таким образом качество молока стало приближаться к норме.
"Но чтобы в борьбе за качество сохранить и количество, нужно работать не только с коровами, но и с людьми",- иронизирует Иван.
Супруги показали автору этой статьи центральный приемный пункт. Перед пунктом установлены скамейки, чтобы люди, если возникнет очередь, могли присесть.
"Среди сдающих молоко много пожилых людей, которым тяжело стоять",- объясняет Наталья. Кроме того, перед пунктом приема молока они оборудовали место для стоянки велосипедов, так как многие именно на "великах" привозят молоко. Тротуар, ведущий к пункту, обложен плиткой, а вдоль него посажены розы. В общем, сделано все, чтобы создать людям хорошее настроение.
Благодаря инициативности и настойчивости, Бортэ со своей командой довели сбор молока до 50 тонн в день, улучшив при этом его качество.
Нож в спину
Как рассказывают супруги, в отношениях с Купчинским молокозаводом они придерживались партнерского принципа взаимопонимания.
"Мы считали, что если заводу трудно, то мы, как партнеры, должны войти в его положение, и если у завода нет денег, можно и подождать",- рассказывает Иван.
Он начинает волноваться. Нелегко ему вспоминать о том, как погибло дело, которому он с женой посвятил столько лет.
"Все эти годы мы почти не бывали дома. До поздней ночи приходилось работать по строительству и расширению пунктов приема. Мы иногда неделями не видели своих детей",- с горечью говорит Наталья.
В разговор снова вступает Иван: "Во всем виноват я, это моя ошибка, из-за которой мы оказались в таком тяжелом положении".
Дело в том, что Купчинский завод задолжал супругам более четырех миллионов леев. Они, в свою очередь, не стали судиться с заводом, или требовать отдать деньги в срок.
"Мы решили, что если заводу трудно, мы подождем. Но при этом, чтобы рассчитаться с людьми и не потерять пункты приема молока, мы взяли в банке кредит",- удрученно рассказывает Иван.
Супруги надеялись, что со стороны завода задержка будет не долгой, и они успеют рассчитаться с банком.
Но завод слишком долго отдавал им свои долги. В результате проценты выросли такие, что денег, которые завод с большим опозданием отдал им, не хватило. И теперь они оказались в долговой кабале.
Бортэ никого не винят, кроме себя.
"Виновен только я,- скорушается Иван,- только теперь до меня дошло, что в бизнесе нельзя быть наивным и доверчивым".
Вдруг во время интервью у него потекла кровь из носа.
"В последнее время у него повышенное давление",- объясняет причину жена. Дело в том, что представители кредиторов постоянно приходят и звонят ним, поэтому их семья находится в постоянном психологичесом напряжении.
Справившись с кровотечением, Иван продолжает: "Мне сложно вечером возвращаться домой и видеть глаза моих близких, которые страдают из-за меня. Однажды я несколько дней не находил в себе сил вернуться домой. И мой маленький сынишка позвонил мне и сказал: папа, возвращайся домой. Я скучаю по тебе. Вы не представляете, как это тяжело".
Они снова вернулись к тому, с чего начинали. Теперь семья Бортэ принимает в день по семь литров молока. Переход к бизнесу по-европейски их разорил.
Марин ВОЛКОВ
В 1996 году Иван и Наталья Бортэ из села Куконешты Единецкого района занялись заготовкой молока.
"В 1996 молочная отрасль находилась в тяжелейшем положении. Большинство ферм было разрушено, и молокозаводам пришлось искать сырье у населения",- вспоминает Наталья.
Супруги Бортэ тогда начали сотрудничать с Купчинским молочным заводом.
"Мы были четвертыми по счету партнерами завода",- замечает Иван. В самом начале сотрудничества с Купчинским заводом объем собранного супругами молока ограничивался всего семью литрами в день.
"Острая нехватка сырья грозила предприятию прекращением деятельности. Так что буквально каждый литр был для завода бесценен",- повествует Иван Бортэ.
Тогда, в 1996 году, люди не стремились сдавать молоко. Поэтому деятельность заготовителей не сводилась, как сегодня, к простому приему молока у населения. Ивану и Наталье приходилось убеждать людей в выгодности сотрудничества с заводом. В конце концов неустанная деятельность партнеров Бортэ начала приносить результат. В течение месяца-полтора они довели сбор молока до тонны в день, а еще через несколько месяцев - до четырех тонн в день.
При этом, как рассказывают супруги, у Купчинского завода из-за нехватки "живых" денег постоянно возникали проблемы с оплатой за молоко. Чтобы как-то преодолевать эти кризисы и не потерять людей, согласных сдавать молоко, Иван и Наталья организовали бартер: вместо денег рассчитывались с людьми продуктовыми и промышленными товарами. Таким образом они помогли молокозаводу не потерять сырьевую базу.
От количества к качеству
"Вначале перед нами стояла только одна задача - собрать как можно больше молока. Никто о качестве продукта в тот период не думал",- поясняет Наталья.
В погоне за количеством Иван и Наталья организовали сбор молока также в близлежащих к Куконештам селах Вартик, Городиште, Ханкауцы, Корпачь. Складывалась своя команда.
"Мы и те, кто с нами сотрудничал, достигли определенного успеха в количественном сборе молока. И тогда пришло понимание, что для дальнейшего развития нужно обратить внимание на качество",- рассказывает Иван.
Но чтобы повысить качество молока, понадобилось перестраивать всю работу.
"Одно дело, когда нужно только количество. Можно принять молоко, отправить его на завод и спокойно получать доход, ни о чем больше не думая. Совсем другое дело, когда стремишься получить хорошее качество. Тогда нужно работать с людьми, теми, кто производит молоко, убеждать их правильно ухаживать за коровами",- объясняет Иван.
Научить крестьян работать по-новому - нелегкая задача.
"У людей, содержащих дома коров, выработались определенные привычки и стереотипы. Чтобы убедить их работать по-новому, не только на количество, но и на качество - нужно изменить менталитет. Самым трудным было привить людям новое мышление",- рассказывает Наталья.
Первый шаг, который предприняли супруги со своей командой, собравшейся вокруг них, - это решить вопрос с кислотностью молока.
"Зачастую на завод молоко приходило скисшим. Мы решили выяснить причину этого",- ведет рассказ Иван.
Засев за специальную литературу по молоку, им удалось установить причину этого. Дело было в том, что крестьяне сдавали молоко только один раз в день - утром. Поэтому вечернее молоко, которое в домашних условиях невозможно правильно хранить, они перед сдачей смешивали с утренним.
Тогда супруги Бортэ приняли решение принимать молоко два раза в день - утром и вечером. Им удалось убедить крестьян, и они организовали прием молока два раза в день.
"Прием молока утром и вечером несколько улучшил ситуацию, но коренного прогресса не было, случаи скисания молока по дороге на завод продолжали возникать",- рассказывает Наталья.
Супруги-партнеры Бортэ снова засели за специальную литературу. В книгах они вычитали, что в теплом молоке находятся миллионы микроорганизмов, которые и ведут к его скисанию. Чтобы решить эту проблему, нужно принятое молоко сразу охлаждать.
Они поняли, что необходимо установить на главном приемном пункте несколько охладителей. В 90-х годах сделать это было не просто. Но несмотря на трудности, супруги сами смастерили и установили охладитель.
"Хотя наши первые охладители были весьма примитивными и самодельными, но эффект оказался большим, проблему скисания молока удалось решить",- сообщает Иван. Через некоторое время они смогли приобрести новые, сделанные по всем правилам современной технологии охладители.
Но на этом Бортэ и их команда не успокоились.
Они продолжили изучать вопрос о повышении качества молока. Читая специальную литературу, Бортэ узнали, что жирность - это не только не единственный, но даже и не главный показатель качества молока.
"Читая книги по производству молока, мы узнали, что для качества этого продукта решающее значение имеет количество протеина в нем. Если процент протеина ниже нормы, то ничего качественного из молока произвести не получится",- продолжает Иван.
Тогда супруги закупили для всех приемных пунктов приборы, способные измерять не только процент жирности, но и процент протеина в молоке. И платить за молоко стали не только на основании его жирности, но и с учетом количества протеина.
Крестьяне приняли эту идею в штыки.
"Вначале многие возмущались, почему в их молоке жирность выше, чем у соседа, а плата за молоко меньше",- повествует Наталья.
Супруги набрались терпения, и буквально каждому крестьянину объяснили формулу, по которой высчитывается цена на молоко с учетом не только жирности, но и протеина.
"Самым сложным было изменить менталитет людей. Мы хотели доказать им, что производить качественное молоко может быть более выгодным, чем просто гоняться за количеством",- делится воспоминаниями Иван.
Постепенно, после долгих споров и объяснений, большинство крестьян стали понимать, что производить качественное молоко выгоднее. А для этого нужен правильный уход за коровами.
"Чтобы получить от коровы качественное молоко, нужно организовать правильное кормление. Но одного грамотного кормления недостаточно, их нужно правильно поить, следить за их здоровьем, и даже, не смейтесь, учитывать психологическое состояние коровы",- поясняет Иван.
После долгой разъяснительной работы с крестьянами, удалось их научить ухаживать правильно за коровами, и таким образом качество молока стало приближаться к норме.
"Но чтобы в борьбе за качество сохранить и количество, нужно работать не только с коровами, но и с людьми",- иронизирует Иван.
Супруги показали автору этой статьи центральный приемный пункт. Перед пунктом установлены скамейки, чтобы люди, если возникнет очередь, могли присесть.
"Среди сдающих молоко много пожилых людей, которым тяжело стоять",- объясняет Наталья. Кроме того, перед пунктом приема молока они оборудовали место для стоянки велосипедов, так как многие именно на "великах" привозят молоко. Тротуар, ведущий к пункту, обложен плиткой, а вдоль него посажены розы. В общем, сделано все, чтобы создать людям хорошее настроение.
Благодаря инициативности и настойчивости, Бортэ со своей командой довели сбор молока до 50 тонн в день, улучшив при этом его качество.
Нож в спину
Как рассказывают супруги, в отношениях с Купчинским молокозаводом они придерживались партнерского принципа взаимопонимания.
"Мы считали, что если заводу трудно, то мы, как партнеры, должны войти в его положение, и если у завода нет денег, можно и подождать",- рассказывает Иван.
Он начинает волноваться. Нелегко ему вспоминать о том, как погибло дело, которому он с женой посвятил столько лет.
"Все эти годы мы почти не бывали дома. До поздней ночи приходилось работать по строительству и расширению пунктов приема. Мы иногда неделями не видели своих детей",- с горечью говорит Наталья.
В разговор снова вступает Иван: "Во всем виноват я, это моя ошибка, из-за которой мы оказались в таком тяжелом положении".
Дело в том, что Купчинский завод задолжал супругам более четырех миллионов леев. Они, в свою очередь, не стали судиться с заводом, или требовать отдать деньги в срок.
"Мы решили, что если заводу трудно, мы подождем. Но при этом, чтобы рассчитаться с людьми и не потерять пункты приема молока, мы взяли в банке кредит",- удрученно рассказывает Иван.
Супруги надеялись, что со стороны завода задержка будет не долгой, и они успеют рассчитаться с банком.
Но завод слишком долго отдавал им свои долги. В результате проценты выросли такие, что денег, которые завод с большим опозданием отдал им, не хватило. И теперь они оказались в долговой кабале.
Бортэ никого не винят, кроме себя.
"Виновен только я,- скорушается Иван,- только теперь до меня дошло, что в бизнесе нельзя быть наивным и доверчивым".
Вдруг во время интервью у него потекла кровь из носа.
"В последнее время у него повышенное давление",- объясняет причину жена. Дело в том, что представители кредиторов постоянно приходят и звонят ним, поэтому их семья находится в постоянном психологичесом напряжении.
Справившись с кровотечением, Иван продолжает: "Мне сложно вечером возвращаться домой и видеть глаза моих близких, которые страдают из-за меня. Однажды я несколько дней не находил в себе сил вернуться домой. И мой маленький сынишка позвонил мне и сказал: папа, возвращайся домой. Я скучаю по тебе. Вы не представляете, как это тяжело".
Они снова вернулись к тому, с чего начинали. Теперь семья Бортэ принимает в день по семь литров молока. Переход к бизнесу по-европейски их разорил.
Марин ВОЛКОВ