Персона

Талантливый, строптивый, неугомонный

23.03.2012
{Талантливый, строптивый, неугомонный} Молдавские Ведомости
 
Паренек с кишиневской окраины с рабочим названием Мунчешты, он рано увлекся фотографией и уже к окончанию школы у него стали получаться довольно приличные снимки. Но Иона манило кино, с его бурным движением и широтой охвата тем и событий. Парню повезло. Именно в год, когда ему исполнилось 20, в Кишиневе открылась киностудия, выпускающая хроникально-документальные фильмы и киножурналы.
 
Поначалу было боязно переступать порог неказистого одноэтажного здания на улице Мичурина, 26, откуда на своих газиках выезжали на киносъемки первые кинооператоры студии Иван Грязнов, Леонид Проскуров, Иван Шерстюков. Но Ион, преодолев робость и застенчивость, все же решился показать свои лучшие фотографии операторам-профессионалам. А те разглядели талантливого человека.  
 
Большинство операторов и даже будущих режиссеров начинали свою кинематографическую биографию с работы осветителями и ассистентами операторов. Не миновала сия участь и Ваню Болбочану. И тут опять фортуна улыбнулась пареньку.
 
Студия, окрепшая за первые три года существования, нацелилась на создание игрового фильма-обозрения «Молдавские напевы» - с участием актеров и художественных коллективов республики. Приехавший из Москвы режиссер А. Золотницкий привлек для этой съемки молодых операторов Радомира Василевского и Петра Тодоровского. Это сейчас они известны всему кинематографическому сообществу, а тогда еще недавние студенты снимали кинохронику для журнала «Советская Молдавия». Они-то и позвали к себе в ассистенты на «Молдавские напевы» Ваню Болбочану. 
 
Та работа многому научила будущего кинооператора, а еще он сумел подружиться со всей съемочной группой, и особенно с операторами картины, они и посоветовали талантливому парню поступать на операторский факультет ВГИКа.
 
В Москву Болбочану отправился с богатым для абитуриента, как сейчас говорят, портфолио. У него были не только десятки интересных фотографий, одобренных старшими коллегами, но и картина, на которой он проработал год в качестве ассистента оператора. И ему опять повезло.
 
В 1956 году свой очередной операторский курс набирал профессор Эдуард Тисе, тот самый, который с великим Эйзенштейном снимал «Броненосца «Потемкина», «Ивана Грозного», колесил по США, бывал в Мексике, где они тоже снимали картину. Быть студентом такого мастера дорогого стоило.
 
Тисе работал кинохроникером еще в годы Первой мировой и Гражданской войн; а в 1940-м вместе с режиссером Эсфирью Шуб снимал картину «Земля бессарабская», к сожалению, так и не завершенную.
 
Вместе со съемочной группой на собственном автомобиле Тисе с автором сценария Всеволодом Вишневским и Эсфирью Шуб за два летних месяца исколесил всю Бессарабию. В Белгород-Днестровске Тисе познакомился со своей будущей женой – Бьянкой, с которой они прожили всю оставшуюся жизнь. Великому мастеру-оператору было о чем поговорить со своим студентом и что вспомнить о прошлых годах.
 
Болбочану стал частым гостем в доме у своего профессора. Особенно его визитам радовалась Бьянка – она работала переводчицей в одном из издательств Москвы и общалась со студентом супруга на родном языке.
 
Общение с Бьянкой Тисе продолжалось и после внезапной кончины профессора в 1961 году. В то время и я, и многие мои коллеги по ВГИКу - Э. Лотяну, В. Гажиу, В. Чуря, П. Балан побывали на квартире, где хозяйкой оставалась Бьянка, пережившая мужа на долгие годы.
 
Вернувшись на студию после окончания института в 1961 году, и продолжая снимать сюжеты для кинохроники, Ион Болбочану уже по-другому мог построить кадр, мгновенно найти выгодную точку съемки. Особенно любил он верхние точки, откуда можно было обозреть широкое пространство кадра. В той же кинохронике 60-х сохранился уникальный кадр: Болбочану со своим киноаппаратом взобрался на купол Органного зала (тогда это был еще городской банк) и в обнимку со статуей Меркурия (сейчас ее нет) снимает панораму Кишинева.
 
К сожалению, статистика отснятого метража кинопленки никогда не велась. Это было тем более трудно, что часто над одним и тем же киножурналом, очерком или документальным фильмом работали сразу два-три, а иногда и более операторов. Но мне почему-то кажется, что больше всего метров отснятой пленки на счету у Иона Болбочану. Даже без учета той, которую он использовал для своих фотоаппаратов (их у него было два: один заряженный цветной пленкой, а другой - черно-белой).
 
Он не стремился, как иные его коллеги, снимать полнометражные игровые картины. Исключением стали лишь «Красные поляны» Лотяну. Над этой картиной, в которой дебютировали две будущие звезды Светлана Тома и Григоре Григориу, Болбочану работал в паре с Владом Чурей, коллегой по ВГИКу.
 
Почему Болбочану оставался приверженцем документального кино вообще и кинохроники в частности во многом остается загадкой и поныне. Это был своеобразный «одинокий волк», не терпящий режиссерского диктата даже от обладателей самых громких имен. Да и сами режиссеры, зная его самостийный характер, не очень-то стремились брать Болбочану в свои фильмы, даже несмотря на его незаурядный талант.
 
Многие операторы молдавской студии стремились освоить и профессию режиссера. Это неплохо получилось, например, у Виталия Калашникова и Вадима Дербенева. Болбочану подобных планов даже не строил. Хотя к этому подталкивала сама специфика работы на кинохронике, где приходилось быть самому себе и режиссером, и сценаристом, и администратором киногруппы из двух-трех человек.
 
Первый документальный очерк, который он с группой операторов снимал в 1961 году после окончания ВГИКа, был «У истоков великой дружбы», рассказывающий о вековых связях молдавского и русского народов. Это была своеобразная проба сил на ниве серьезной кинодокументалистики. Но Иону Болбочану больше нравились такие работы, как «Большая семья», которую в 1963 году снял на нашей киностудии режиссер и поэт, выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве Георге Водэ.
 
Снятые Болбочану ленты особенно отличает глубина проникновения в материал. Как, например, «Дочь Волги и Днестра», посвященная отважной летчице Марии Кулькиной, воевавшей и погибшей в небе над Молдавией во время битвы против фашизма. Или киноочерк о Павле Ткаченко «Пьедестал».
 
Специальным дипломом жюри Международного кинофестиваля в Пардубице (ЧССР) был отмечен фильм «Сады идут в завтра», который он снимал в 1973 году. Он же получил бронзовую медаль на Всесоюзном кинофестивале сельскохозяйственных фильмов в Москве.
 
Впрочем, наградами Иона Болбочану не очень жаловали - из-за строптивого характера. Правда, за свою трудовую деятельность на ниве киноискусства орден «Знак почета» он все же заслужил. Как и то, что ему оставили на память кинокамеру, которой он снимал хронику более чем двадцать лет работы на студии.
 
Виктор Андон

Комментарии (0) Добавить комментарии