Персона

Захар Прилепин: «Люди поворачиваются лицом к Сталину не от сладкой жизни»

12.10.2012
{Захар Прилепин: «Люди поворачиваются лицом  к Сталину не от сладкой жизни»} Молдавские Ведомости
 
– Захар, вы приехали в страну, где официально заклеймен сталинизм и на законодательном уровне запрещено использование серпа и молота в целях политпропаганды. А чем вас заинтересовала тема сталинизма?
 
– Мне вообще интересна история моей страны. От этой темы никуда не деться. То, что ее здесь запрещают, значит, что она жива. Мертвую не станут запрещать, а живую – да. Но чем больше будут запрещать и давить, тем больше будет обратный скачок маятника. Поэтому я бы на месте любой власти – советской, просоветской, антисоветской, русской, антирусской – вел бы себя чуточку потактичнее и поприличнее.
 
Это, собственно, касается и Страны Советов, потому что она с такой страстью топила и терзала любое инакомыслие, в том числе и наследие царского режима, что были обратные раскачивания маятников, и всю страну разнесло в клочья.
 
Я не пренебрегал бы великими эпохами. XX век – огромное, насыщенное событиями столетие. Россия с ее бывшими частями была едва ли не самым главным игроком на мировой карте. По крайней мере, одним из трех. И теперь попытка бывших республик возвысить себя, отказываясь от общей истории, – не самая удачная и никому чести не делает. Хотя всякий народ выбирает свою судьбу сам. Если это действительно мнение народа, а не элит или квазиэлит.
 
– Как, по-вашему, с какой целью запретили символику? Чтобы столкнуть народы и соцгруппы лбами или, действительно, изменить сознание, избавиться от отжившего?
 
– Такое происходит во всех странах, где власть старательно позиционирует себя за счет кого-то. Чтобы проявить себя во всей своей мнимой красе, они пытаются от чего-то оттолкнуться. Не будет, мол, нас – придут эти, еще хуже, отвратительнее.
 
– Почему некоторые из репрессированных и их потомки все равно любят Сталина?
 
– Это, безусловно, не конкретный Сталин. А некий радикальный эстетический жест неприятия действительности. Как говорил один профессор, Сталин – это как «Бог мщения, образ, который заставит появиться ужасу на блудливом лице лавочника». Как я для себя сформулировал – это не Сталина так любят, а вас так не любят. Это такое чувство национального самосохранения сказывается. Не чувства мазохизма, садизма и самоистребления, а обратное. Люди в данном случае каким-то звериным, интуитивным, шестым чувством понимают: тот порядок вещей, в который они сейчас угодили, приведет нацию, народ к каким-то совершенно непоправимым последствиям. Сталин выбирается как радикально полярная точка протеста, настолько неприятно то, что происходит сейчас...
 
Если бы были, простите за патетику, доверие действующим политическим силам, вера в свое будущее, что твои дети будут жить на определенной географии и говорить на определенном языке – никакой Сталин не проявился бы! В данном случае сказывается чувство потайного ужаса.
 
Либеральные социологи и либеральная интеллигенция (есть и у нас, и у вас такая каста) доказывают, что народ живет все лучше и лучше. Но тогда отчего же люди так звереют? От сладкой жизни, что ли, к Сталину лицом повернулись? 
 
– Не кажется ли вам, что Молдова является неким полигоном для всевозможных политических и социальных экспериментов?
 
– Не думаю, что этому нужно придавать какое-то сверхзначение. Очень многие европейские страны, особенно бывшего соцлагеря, тоже являются полигонами. В Азии – свои полигоны, на Кавказе – свои. В Ираке, Афганистане и Сирии вообще натуральные полигоны, в прямом и переносном смысле. Считаю, что в мире несколько преувеличенное значение придается умению США разруливать мировую политику. Там тоже очень много разнородных противоречивых сил, которые играют на всех шахматных досках одновременно. А ведут себя зачастую как бык в хрустальной лавке: заходит туда, задевает что-то, там все дрожит, падает.
 
Много вообще игроков: и Великобритания, и Германия, и объединенная Европа, и Россия. На территории той же Беларуси все пытаются играть: и РФ, и Польша, и Украина, и Франция, и Германия. Россия на уровне бизнеса присутствует во многих регионах мира, перекупается часть политических элит. То же самое делают другие страны – происходит какая-то разновекторная, непонятная работа.
 
Мы сами себе – народы, которые живут в конкретной географии – главный полигон и первые несем за это ответственность. И пока дело не доходит до прямых бомбежек, как в случае с Югославией, у нас есть много шансов исправить ситуацию.
 
В этом смысле понятна маниакальная конспирология властей ряда стран в попытке объяснить собственные неудачи действиями России. Пришли русские и все скупили... Например, российские бизнесмены сделали так в Восточной Украине. Просто у них есть деньги – и скупили. Была бы другая выгодная территория – там бы купили. Их совершенно не волнует самостоятельность Украины, у них нет геополитических амбиций. Они, в основном, редкостные упыри. Просто деньги идут туда, где есть выгода. А чтобы обезопасить свой бизнес, покупают 5-10 депутатов. Разве это Путин придумал? Да он знать об этом не знает и думать не думает. Это не входит в сферу его интересов. Из таких вещей и состоит вся мировая политика.
 
– Как вы полагаете, что для Молдовы лучше: ЕС или ЕврАзЭС?
 
– Не питаю никаких иллюзий по отношению к обоим союзам. И мне не особо интересно пресловутое восстановление СССР. Россия в нынешнем ее состоянии не является сколько-нибудь перспективным и приятным для обозрения субъектом политики. Если бы мы строили какую-нибудь сверхимперию в духе ранних Стругацких – имело бы смысл хвастаться и звать: «Идите к нам!». Но какая-то перспектива впереди все же есть. Думаю, не все потеряно.
 
– Какой строй можно предложить человечеству, чтобы оно стало, наконец, счастливым?
 
– Сложно сказать. После всех ошибок (мягко говоря) XX столетия на тебя сразу будут высыпать ведра кровавой статистики. Вот черная книга коммунизма, вот черная книга либерализма. Каждому типу мироустройства можно предъявить счет, трупами друг в друга бросаться, что не побуждает к конструктивной беседе.
 
Возьмите процессы, идущие в Европе. Они показывают, что идеологически эти страны начинают одновременно и «леветь», и «праветь». Праветь в смысле националистическом, а леветь – экономическом. Многие европейские философы и эстеты прямо говорят о нашествии варваров. Да и американская мысль начинает активно развиваться в этом направлении. Просто на географии одной нации появляются другие, которые приносят совершенно иные основания для жизни: религиозные, культурные и пр. Вот это проблема. «Праветь» и «леветь» будут все страны, это на повестке дня. И с либеральными воззрениями, неограниченной толерантностью из этого всего не выползти.
 
– Что бы вы сделали, встав у руля государства?
 
– В середине 90-х я работал в ряде политтехнологических организаций – на коммунистов и радикальных либералов, программы сочинял. Придумать – не проблема.  
 
Программа должна быть абсолютно простая. Если в России ежемесячно выводится 10 млрд долларов за кордон, значит, надо их не выводить. А это подразумевает смену политэлит. Деньги остаются в стране, а это заводы, фабрики, большой скачок, хорошо обученные и воспитанные дети, что угодно.
 
Я бы стал строить страну по принципу нового гиперпроекта, который мог бы послужить оправданием не только России, но и всего человечества. Мне хотелось бы воплотить в жизнь какую-нибудь утопию. Государству, безусловно, нужен человек, маниакально увлеченный этой идеей. Утопические безумства – именно на них нужно делать ставку, а не мещанское развращение человека. Это должна быть совершенно новая цивилизация. Даже безуспешная реализация таких программ делает человечество куда более счастливым, чем то, что мы творим сейчас.
 
Фото автора
Олег Дашевский

Комментарии (5) Добавить комментарии

  • x

    ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТ ПРИЛЕПИН И В РОССИИ У ВЛАСТИ ДОЛЖНЫ ВЕРНУТЬСЯ ТОЛЬКО КОММУНИСТЫ ТОЛЬКО ОНИ СПОСОБНЫ В РОССИИ НАВЕСТИ ПОРЯДОК

  • x

    ребята нам надо возродить КОММУНИСТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ у себя на РУСИ и потом осчастливить другие народы.

  • x

    Господа, а ведь Прилепин больше говорит о России и мире, чем о нашей маленькой стране. И мыслит довольно здраво и свежо. Хотя в воплощение утопий в стиле ранних Стругацких не очень-о верю.

  • x

    чтобы нас знать надо ему пожить здесь тогда он бы изменил сво мнение.

  • x

    НИЧЕГО ОН НЕ ПОНИМАЕТ И НЕ ЗНАЕТ ПРО РУМЫНОВ И ИХ АМБИЦИИ, ПРО НАЦИЗМЕ И НЕНАВИСТИ РУМЫН К РУССКИМ. ВСЕ ЭТО ЕСТЬ САМАЯ ПЕРВАЯ ПРИЧИНА НЕСЧАСТЬЯ БЕССАРАБИИ С ТОГО ДНЯ КАК НА ЕЕ ЗЕМЛЮ ВСТУПИЛА НОГА РУМЫНА. ВСЕ БЕДЫ ОТ НИХ