Персона

Кому верит разочарованный диссидент

27.06.2014, 06:00
{Кому верит разочарованный диссидент} Молдавские Ведомости

Бывший антисоветчик Василий Руссу, некогда написавший письмо Брежневу, убежден, что к сегодняшней власти апеллировать бесполезно

 

Василий Руссу родом из села Бешгиоз в Чадыр-Лунгском районе, ныне он житель Бессарабки. В свое время Руссу написал стостраничное письмо генсеку Леониду Брежневу и даже ездил на прием в Москву, чтобы высказать свое критическое мнение о работе КПСС, за что чуть не попал в психбольницу. Пришлось уволиться с работы и переехать, но только после смерти Брежнева КГБ оставил Руссу в покое. Теперь бывший диссидент это свое молодое смелое безумство вспоминает с юмором, но под прицелом кагэбэшников было не до смеха. Об этом и о многом другом Руссу написал роман.

 

Несколько лет назад Василий Руссу оточил перо и издал книгу, в которую вошли художественно-публицистические романы «Крах коммунистического Вавилона» и «Сказание о королевстве кривых зеркал». Автор описывает жизнь граждан огромной державы в последние годы ее существования, перестройку и развал СССР. Тема не новая, но преподнесена оригинально и свежо. Герой, прототипом которого стал сам автор, задается вопросом: почему сверхдержава, избавившая человечество от фашисткой чумы, смогла так позорно пасть и безвозвратно кануть в небытие?

 

Справедливый, честный Истомин мог сделать карьеру, если бы стал приспособленцем и всеми правдами и неправдами втиснулся бы в партийно-номенклатурную касту. Но он не может переступить через свою совесть. Герой решает досконально изучить труды классиков марксизма-ленинизма, чтобы понять, почему не срабатывают ленинские планы в отношении шестой части суши. Итогом исследований и размышлений становится письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу с изложением истинного положения дел в государственных структурах и партийном аппарате.

 

Ответа Истомин, как и сам писатель, не дождался. Зато в село приехала целая делегация, которая стала собирать сведения о нем. Затем критика советской системы  приглашают в Москву, но к Брежневу не допускают. Истомин общается с одним из работников ЦК КПСС, неким Васильевым, после чего понимает:  все попытки изменить общество напрасны, его могут попросту упечь в психбольницу… «Время все расставит по своим местам, и оно нас рассудит», - такими словами заканчивается беседа главного героя и автора. В долгих поисках правды Истомин приходит к выводу, что в любой идеологии присутствует человеческий фактор, а значит, человек просто не способен построить идеальное общество, если же и построит - рано или поздно оно придет в упадок. Никакая идеология нам не нужна, ведь у нас есть православная вера, основа основ.

 

«Не на жизнь, а на смерть идет борьба только за власть, – пишет Руссу. - Властью заражаются и болеют люди, любящие деньги, так как она дает возможность иметь их еще больше. Вирус власти не позволяет любить людей, так как она дает возможность творить с людьми все, что заблагорассудится: казнить, миловать, наказывать, заставлять выполнять любую свою прихоть».

 

Спрашиваю Василия Федоровича: не страшно ли было писать критическое письмо Брежневу?

 

«Я по характеру максималист, я не принимал многих вещей, происходящие при советском строе, – вспоминает Руссу. - Моя совесть мне подсказывала, что я должен говорить правду. Я понимал, что рискую, но добился приема в Москве. И понял, что меня воспринимают просто как «антисоветчика». Собирали справки, вызывали директора школы, в которой я учился, моего отца, справлялись обо мне на работе. В конце концов в городе, где я работал, стало невозможно находится из-за постоянного контроля КГБ. Я вынужден был переехать. Но свободно вздохнул только при Андропове».

 

А если бы сегодня довелось Василию Федоровичу написать письмо руководителям Молдовы - на какие ошибки он бы им указал?

 

«С нынешней власть говорить бесполезно, - убежден Руссу. – Они друг о друге уже сказали больше, чем я бы мог сказать. Что о них думает народ - им безразлично. И если во времена КПСС люди боялись говорить – то сегодня голоса десятков тысяч раздаются на площадях, но это глас вопиющего в пустыне. Взять хотя бы вопрос о референдуме о векторе развития, к которому призывает народ. Если мы живем в демократичной стране - кому как не народу выбирать, с кем ему лучше?».

 

То, что когда-то скрывали коммунисты, сейчас делается открыто, грустит Руссу. Причина в том, что у власти во все времена были одни и те же люди, прикрываясь разными названиями партий и лозунгами. «Если после Октябрьской революции 1917 года начали управлять государством совсем другие политики с новыми идеями и конкретной программой - то после государственного переворота 1990 года у власти остались та же коммунистическая номенклатура, - говорит Василий Федорович. -  Люди с одной идеей: удержаться у власти».

 

Руссу оскорбляет тот, что за все время «так называемой независимости» ни один президент не смог сформулировать общую национальную идею и сплотить народ. Потому-то мы сегодня и разобщены: «А ведь Молдова, так сложилось исторически, всегда была многонациональной, мы должны уметь жить вместе. Что же делают наши руководители, которые выросли на коммунистических дрожжах, пичкали народ идеологией дружбы народов – а сегодня поджали хвосты перед унионистами-националистами? Это лишний раз говорит о их безыдейности, трусости, лицемерии. Если КПСС считала себя умом, честью и совестью, и многие в это верили, - то сегодня, если бы какая-нибудь партия сказала такое о себе, все бы умерли со смеху».

 

За кого же голосовать? Не каждой стране повезло, как, например, Белоруссии, рассуждает бывший диссидент: «Лукашенко - единственный в своем роде выходец из СССР, его уважают не только белорусы. У нас же за двадцать лет сменился четвертый президент, и никто не защитил страну от прихватизации и обнищания. Снегур развязал войну, Лучинский внедрил программу «Пэмынт», Воронин создал поколение людей, не знающих  свою историю, культуру, язык, легко поверивших в то, что они румыны. Эта молодежь стала основной ударной силой 7 апреля. Я недавно беседовал с одним молодым историком, так он не знает, где похоронен Штефан чел Маре и понятия не имеет о том, что при нем писали на кириллице».

 

Молдова - корабль без капитана в бушующем море. И так будет, пока мы либо не исчезнем с карты мира, либо не поверим деловому человеку с новыми идеями и моралью. Кому же верит человек, страдавший за свои убеждения?

 

«У меня как у избирателя вызывает доверие только «Наша Партия» Рената Усатого, которую власти не хотят зарегистрировать, чтобы не иметь серьезного конкурента, - доверительно признается Руссу. - Я с ним не знаком. Но слежу за его деятельностью. Имея бизнес в России, этот политик и о своей стране не забывает, со стороны видит больше, чем  представители власти, которые живут здесь и сами не беднее Усатого. Побывав в шкуре гастарбайтера, он прекрасно знает, как нашим людям живется на чужбине. Усатый очень неординарно планирует создавать свою команду единомышленников в районах и селах, ее будет выбирать народ. По этому принципу у нас не строилась ни одна партия. Ренато Усатый и  предательство – это невероятно!».

Ирина ПИНЕГИНА

Комментарии (0) Добавить комментарии