Персона

Мария Цонина: «Высокое искусство помогает найти себя»

23.11.2012
{Мария Цонина: «Высокое искусство помогает найти себя»} Молдавские Ведомости
 
Мария, куда вы ездили?
 
– Последние, довольно продолжительные гастроли (три месяца) были по Англии, Шотландии, Уэльсу, Ирландии. Я пела Виолетту в «Травиате» Верди и Мюзетту в «Богеме». Потом состоялось более короткое турне по Италии.
 
Но с тех пор я уже дала ряд концертов в Молдове, спела на родной сцене Джильду в «Риголетто» и несколько дней назад Мюзетту в «Богеме». Сейчас готовлю Розину в «Севильском цирюльнике», а также партию Микаэлы в «Кармен» и Тоски в одноименной опере для нового турне по Британии.
 
Я вообще обожаю путешествия и знакомства с новыми людьми. Ты проживаешь часть своей жизни в другой стране и становишься там уже своей. Говоришь на языке тамошних жителей, общаешься с ними, проникаешься их интересами. Мне показалось, что итальянцы, шотландцы и ирландцы по менталитету ближе к нам. Они более теплые. Англичане консервативны, во всем безупречно точные, интеллектуальные, очень начитанные, находятся на острие мировых событий.
 
Увы, английская молодежь мало ходит на оперу, предпочитая пабы и дискотеки. Так что наша публика в королевстве в основном люди за 50, которые всю жизнь являются приверженцами высокой культуры. А вот в Ирландии на спектакли приходило много студентов. И если в Англии публика сдержанная, холодноватая, то в Ирландии и Шотландии зрители просто на ушах стояли.
 
У меня есть несколько агентов, которые периодически приглашают поработать на «сборную солянку», где поют артисты с Украины, России, Европы. Каждый раз не знаешь, в какую компанию попадешь. Получается интернациональная оперная группа.
 
Когда вы уезжали, в театре была обстановка полного разброда и шатаний. Что можете сказать о сегодняшней ситуации в коллективе?
 
– Ситуацию надо создавать самому. Она вряд ли будет благоволить тебе, если ты ничего для этого не предпринимаешь. Каждый в силах сам моделировать свое настоящее и будущее, ведь Бог помогает тому, кто трудится. Театр – это частица государства, искусство – отражение реальности. А окружающая действительность сегодня не радует. Поэтому и в театре нынче все в основном мечтают о более достойной оплате труда.
 
Вы смелая женщина, вышли замуж за индийца – человека совершенно другой ментальности и веры. Счастливы в браке?
 
– Я действительно способна на решительные шаги. Не жалею, что вышла за человека с другим цветом кожи. Такова моя судьба. Никогда об этом и помыслить раньше не могла. Иногда в жизни все само собой складывается. Знаете, я счастлива, потому что у меня понимающий, любимый муж и замечательный сын Данила, которые помогают мне во всем, я в них уверена и знаю, что они никогда не подведут.
 
Я познакомилась с Ароном на гастролях в Шотландии четыре года назад, в конце ноября. Пригласила его на спектакль в Глазго. После начали общаться, он периодически приезжал на мои спектакли. Потом приехал ко мне в Молдову, да так здесь и остался. К сожалению, никак не могу собраться и съездить на его историческую родину: то гастроли, то подготовка к ним. А его родные очень хотят со мной познакомиться. Ну, а вообще, только время может дать реальную оценку браку.
 
Вы ведь много лет были регентом церковного хора. Религиозные различия не мешают вашему браку?
 
– Мой муж принял христианство. Все кругом удивляются, ведь обычно это наши девчонки, выходя за иностранцев, принимают ислам или другую религию. Нельзя сказать, что я навязала ему свою веру. Но говорила, что нам надо обвенчаться в церкви. Давала понять, что для меня важно ходить с ним в один храм, что при всем уважении к восточным пророкам, сравнить с ними Иисуса Христа, Сына Божьего, нельзя. Его подкупило мое желание, чтобы он спасся вместе со мной во Христе.
 
Вы дали много благотворительных концертов для меломанов. Что вами двигало?
 
– Я просто обожаю петь, и мне это приносит колоссальную радость. Не все люди сегодня могут купить билет. А мне так хочется согреть их сердечным теплом, дать им немного положительных эмоций, которыми я сама переполнена. Тем самым я приношу удовольствие и себе. Поэтому, когда нахожу мецената, который согласен оплатить аренду зала, услуги оркестра или концертмейстера, то с превеликой радостью даю такие концерты.
 
Мое мнение – нашим артистам сейчас нужно больше выступать для детей и подростков, чтобы приобщать их к прекрасному, оторвать от негатива в жизни. Высокое искусство воспитывает высокие качества в человеке: доброту, бескорыстность, простоту. Все то, чего людям сейчас не хватает.
 
Когда состоится следующий ваш концерт и где?
 
– Совсем скоро – в воскресенье, 25 ноября, в Органном зале. Это будет вечер в основном русского романса. Но прозвучат также арии из известных опер и оперетт, песни из фильмов (французских, итальянских). Я подготовила для зрителей программу на все вкусы.
 
У вас красивое лирико-колоратурное сопрано. В детстве что-то предвещало будущий выбор профессии?
 
– Мама говорила, что еще в роддоме я начала издавать мелодичные трели. То есть не плакала, а выпевала музыкальные фразы. И врач ей сказал: «Вы, наверное, певицу родили!». А петь «на табурете» начала годика в два. Но певицей, как ни странно, стать не мечтала. Хотела быть то актрисой, то балериной, то врачом. В детстве я всех лечила. И вот сейчас мой сын мечтает стать врачом, но в то же время отлично поет и играет на кларнете.
 
Даже поступив в консерваторию, я еще некоторое время не могла определиться, стать мне оперной или эстрадной певицей. Моим педагогом был Владимир Драгош, народный артист РМ, с недавнего времени художественный руководитель Национального театра оперы и балета. Очень ценю этого мудрого человека. Так вот, втайне от него я сочиняла, записывала на студии песни и для подработки выступала с ними в ночных клубах, на концертах, в ресторанах. Как-то мой профессор приехал домой после гастролей уставший и включил телевизор, чтобы посмотреть новости, а там – я. В мини-юбке пою с двумя танцорами попсовую песню. На следующий день прихожу в консерваторию, а мне сокурсница говорит: «Маша, лучше не встречайся с Драгошем». Тогда я получила хорошую взбучку. Педагог поставил ультиматум: или, или.
 
Опера и эстрада абсолютно несопоставимы, постановка голоса разная. Вот тогда я окончательно сделала свой выбор.
 
У нашего Театра оперы и балета яркая, наполненная громкими именами история. Но его настоящее неопределенно, будущее призрачно. Или у вас другой прогноз?
 
– Дай Бог, чтобы было не хуже, а лучше. Наш театр – это одна большая семья. Артисты ранимы, как дети, и, конечно, нуждаются в опеке, заботе, хорошем бизнес-плане, позволяющем обеспечить им достойное существование. Но самое главное, театру необходимы субсидии. Надеюсь, наше государство рано или поздно всерьез обеспокоится судьбой прекраснейшего из храмов искусства.
 
Фото из личного архива М. Цониной
Олег Дашевский

Комментарии (0) Добавить комментарии