Незабытая история
24.03.2010
Это было в далеком 1944-м. Андрей ехал на случайно подвернувшейся телеге, которую тащили две худые лошади. Их погонял мужчина лет сорока без ноги. Андрею, 20-летнему крестьянину из далекого молдавского села, тоже не повезло: он был ранен на фронте, но, слава Богу, выжил, хотя все еще сильно хромал.
Его путь лежал из далекого фронтового госпиталя в Кишинев. Ехать по разбитым дорогам родной Молдавии было трудно. Да и голодно: поля стояли необработанные. Только кое-где в заброшенных садах он находил то яблоко, то персик. Иногда такие же, как он, изможденные войной крестьяне, угощали его куском хлеба из лебеды.
1944год -Разрушенный Кишинев
Это был его второй приезд в Кишинев. Первый раз он был здесь еще до этой трудной войны. Хорошо помнил примэрию - на первом этаже этого старинного здания, в котором с 1902 года располагалась городская администрация, был бакалейный магазин. Сейчас оно стояло «обезглавленное», да и весь город был в руинах.
Разрушено было больше половины зданий. «Где люди то живут?!» – задал сам себе вопрос Андрей. И сам же ответил: «Ничего, отстроим!».
Фабричная история
Строили тогда, не жалея сил, до обмороков и обмороженных рук, до спазмов от голода. Профессия строителя стала самой важной.
Еще за полгода до Великой Победы, в 1944-м стали подниматься из руин заводы и фабрики. И не потому, что Партия сказала: «Надо!», а потому, что очень хотелось зажить по-новому: отдать детей в школу, потом – в вуз, не голодать, покупать новые вещи и мелочи для дома, отплясывать до упаду хору в центре села, выпив молодого вина... «Трудно было бы голыми руками все восстановить, - вспоминал потом бадя Андрей. – Станки, стройматериалы, инструменты, - все это привозили из таких же разрушенных советских республик».
В 1944-м руками тысяч таких, как Андрей и присланных на подмогу людей из братских республик, заработала Тираспольская и Бендерская швейная фабрика, Кишиневский табачный комбинат… Через год в столице начала выпускать первую обувь фабрика им. С.Лазо. Жители Атак вновь услышали гудок маслоэкстракционного завода.
Жизнь продолжалась.
Квартирный вопрос
И до войны в Кишиневе было не так уж много домов выше двух этажей. А в августе 1944-го и тех почти не осталось.
Нужны были новые дома. Но отстраивали заново не только жилой фонд – восстанавливали и красивые здания, построенные в конце XIX – начале XX века. Те, которыми так славен исторический центр молдавской столицы. Дом-музей А.С. Пушкина открыли уже в 1946-м.
В августе город освободили, а уже в сентябре утверждались проекты на восстановление того или иного строения.
30 июля 1945-го прошел 1-й съезд архитекторов Молдавии. Через два года известный зодчий Алексей Щусев предложил Генеральный план реконструкции Кишинева. Правда, его проект монументального здания правительства, красивой набережной и современного (для той поры) университетского квартала в Москве не утвердили: слишком уж дорого обошлось бы воплощение этого плана в жизнь. Решили, что главное – строить фабрики и жилье. А потому все средства и силы пустили на строительство новых жилых пятиэтажек – «сталинок», которые в ближайшие годы существенно приблизили к разрешению квартирный вопрос.
Образование и культура… ничто не забыто
«Мы капали рыбий жир на хлеб. Ели. Тогда нам казалось, что это вкусно. Мы, как и студенты всех времен, были голодны и жадны до знаний. Это было лучшее время…» - рассказывала удивительная женщина Тамара Аврамовна Авксентьева. 25 лет она возглавляла роддом, что на проспекте Молодежи (теперь бульвар Ренаштерей), принимала активное участие в создании Центра матери и ребенка. Тамара Аврамовна из второго выпуска мединститута. Этот выпуск дал целое созвездие талантливых врачей. Правда, сегодня Тамары Аврамовны уже нет с нами…
Открылся мединститут в 1945-м году, 20 октября, когда в Кишинев были доставлены необходимые пособия, оборудование, учебники и… группа преподавателей из Ленинграда. С них и начала свой славный путь молдавская медицина. Первых выпускников отправляли в районные центры: нужно было восстанавливать медучреждения в стране. Уехала из Кишинева и Тамара Аврамовна, моталась по селам, спасая людей.
В том же 1945-м, сели за парты студенты Бельского пединститута. А еще через год открыл двери Кишиневский государственный университет. И это при том, что до войны в Бессарабии не было ни одного высшего учебного заведения (!).
Не было и Академии наук. Ее основа была заложена в 1946-м, с открытием научно-исследовательской базы.
Постепенно открывались школы, профессионально-технические училища… С 1949-го, когда система образования уже функционировала достаточно стабильно, в стране ввели всеобщее обязательное среднее образование в городах и семилетнее – в селах.
Но не только о школах, вузах и больницах беспокоилось тогда руководство республики. Нужно было возрождать культуру. Тогда появился «Жок». Этот танцевальный коллектив под управлением Владимира Курбета ворвался в послевоенную жизнь Молдавии, наполнив ее ощущением радостного восторга. До сих пор каждое выступление «Жока» - праздник.
Коллектив был создан почти сразу после победы – в 1945-м. Через месяц после первого выступления «Жока» впервые принял зрителей театр кукол «Ликурич».
Ну и, конечно, сельские клубы. У крестьян появилось место, где можно было обсудить дела, посудачить о соседях и посмотреть трофейное кино.
…Бадя Андрей сегодня все чаще вспоминает прошлое. Например, свою первую поездку на трамвае, которые ходили по Кишиневу, будто в нем и не было войны. Люди заскакивали в открытые вагоны, висли на поручнях, иногда поругиваясь и толкаясь.
Помнит, как бегал на аэродром - это было в 1947-м - чтобы посмотреть на самолеты: уже тогда были регулярные рейсы в Москву, Киев и Одессу. Андрей немного завидовал тем, у кого появилась возможность летать. Он и не догадывался, что санитарная и почтовая авиация появилась еще раньше. Теперь на месте взлетной полосы – современный район Рышкановка, в строительстве которого принимал участие и Андрей.
Помнит он и первую свою поездку на троллейбусе. Это было в новинку для Кишинева - прошло всего четыре года после войны. Андрей долго не мог научиться с первого раза правильно произносить это сложное слово - троллейбус….
Сыну тогда как раз исполнилось два года, и жена купила ему светлые брючки, себе – цветастое ситцевое платье, а мужу – рубашку в крупный горох. «Жизнь налаживается», - говорил тогда Андрей своим соседям за накрытым прямо во дворе столом…
Инга Краснова
Кто разрушал - тот сам вынужден был и восстанавливать
Сохрани нас, ветка вербы,От нечаянного зла,От сердечного ущерба,От печального чела;Сохрани нас от напасти,Наговоров, колдовства,От врагов, хотя б отчасти,От друзей, хотя б едва;Сохрани для нас взаимность,Наши души пожалей -Как хранишь от стужи зимнейЗавязь собственных ветвей;И надежду на свободуСохрани для нас сполна,Как серебряную воду,Что была освящена;Ветка вербы, сохрани нас,В бездну скорби не низринь,Дай нам благости единой,Веры и Любви. Аминь
Мой отец, после войны,руководил партийной ечейки , одного из сл Каларашского раиона , после, спустя много лет я внимательного изучал те не многие документы что находились дома ,и среди них была и есть книга изданной в России "Переписка Сталина с Черчелем и Рузвельтом" и в этой книге можно увидеть и удостоверится в том , что запад никогда не действовал безкорыстно .за вс платили золотом, и не только . Сукно,бочнки с салом , тушонка Англиьская., медикаменты, порох и тротил,самолты и запчасти к ним,обмундирование , милионны пар обувьи, мед.оборудования и.т.д.вс это поставлялось в СССР . Почему в СССР а не в румынию , Германию и их сателитов? да потому что не г.Гимпу решает вопросы мирораскладства, а вс решается совместно с правилами сегодняшнего миропорядка, и безопасности в регионе.
..... странно, что сейчас об этом никто из высшего состава правления не упоминает... да и не хочет скорей.... неужели Гимпу и т.д. всего этого не видели и не знают... скорей нехотят знать... и вообще такое впечатления, что они инопланетяне..... это ж как надо не любить свою родину - историю
Спасибо огромное, без помощи СССР, до сих пор бы Кишинев был бы в руинах. Правда строителям советским приходилось работать в условиях нормального климата.Чуть-чуть-чуть похуже условия в тайге были у молдавских работников, но, с другой стороны, сами же просили путевки на целые эшелоны в МГБ, мол, люди приезжают, помогают, дайте и нам возможность помогать.