65 лет Великой Победы

Страна из старого блокнота

14.04.2010
{Страна из старого блокнота} Молдавские Ведомости
Блокноты журналиста, пожалуй, самая полная энциклопедия времени. У Нины Васильевны их множество.
 
- Вы только посмотрите, сколько у меня было командировок. Невероятно. А ведь над каждой статьей, очерком, работала неделю, две. Не то, что вы сейчас в ваше «оперативное» время.
 
Нина Васильевна давно на пенсии, но все тетради-блокноты бережно хранятся в книжном шкафу. Она приветливо пригласила меня в свою маленькую двухкомнатную квартирку, когда узнала, что я пишу цикл статей на тему «Советская Молдавия». «Конечно, в энциклопедиях и книгах про это сказано много. Но хотелось бы свидетельств очевидцев, живой рассказ», - еще раз объяснила я свою просьбу о встрече. Но это было явно излишне. Блокноты уже были наготове.  
 
- В 1960-м я три дня провела в Бельцах: там открыли меховой комбинат, изучала его деятельность. На следующий год меня отправили в Бельцы на электротехнический завод. Я уже в этом городе многих знала. Красивый город, уже тогда был новым, современным. Мы с девочками из местной редакции проводили много времени в парке, мороженое покупали, обсуждали платья и туфли, актрис и фильмы. На парней посматривали…
 
Нина Васильевна закрыла глаза, будто и впрямь в то время вернулась, будто и нет ее больше в скромной «хрущевке», в нынешней жизни, неустроенной, бедной, безнадежной.
 
- А какой в Бельцах был завод-гигант им.Ленина! – вернулась моя собеседница из «прошлого». – Только комсомольская организация состояла из 10 тысяч человек. Да на этом заводе половина Бельц работала. Что-то они для подводных лодок выпускали, но тогда об этом нельзя было писать.
 
…На заре своей журналистской деятельности мне тоже довелось побывать в Бельцах в командировке, и завод этот я видела. А когда приехала в «северную столицу» через несколько лет, он уже назывался «Реут». Большинство рабочих с бывшего гиганта поувольняли, а предприятие выпускало обогреватели и утюги.
 
- В Бендерах я побывала в 1964-м, когда открывали хлопкопрядильную фабрику, а потом еще в 1967 – на церемонии ввода в действие маслоэкстракционного завода, - листает блокноты бывшая журналистка.
 
Нина Васильевна вспомнила, как впервые увидела производство сахара. «Это так интересно наблюдать, как из свеклы получается тот сахар, который мы едим. И вообще интересно, как делают все те вещи, которые нас окружают». Со «сладкими» заводами моя собеседница познакомилась в Братушанах в 1962 году и в Александренах в 1964-м – там ввели в действие сахарные предприятия.
 
- А вот – командировка в Рыбницу. Я влюбилась в этот город, тихий, чистый. Но экскурсия на насосный завод, который открылся в 1966-м, мне показалась, если честно, ужасно скучной. Гораздо интереснее было на консервных заводах в 1967-м в Каушанах и на станции Прут. Напробовались мы тогда и овощей, и консервов разных. Нашей редакции понадарили баночки с разными вкусностями, ящики с помидорами… Мы потом целый пир устроили с коллегами.
 
Второй приезд в Рыбницу – в 1968 году - был тоже связан с открытием предприятия - трикотажно-бельевой фабрики. «Честно признаюсь, дефицита там набрала: все-таки профессия журналиста имела свои светлые стороны», - улыбается Нины Васильевна.
 
Главные события Нина Васильевна подчеркнула в блокноте красным карандашом. Это запуск первой очереди Молдавской ГРЭС в 1964-м и введение в эксплуатацию магистрального газопровода Щебелинка (Украина) – Кишинев в 1967-м. 
 
 - Я смотрела на эти столбы и провода Молдавской ГРЭС с открытым ртом, - вспоминает Нина Васильевна. – Это такая мощь! Я тогда подумала: насколько сильна человеческая мысль, как быстро после войны наша республика набрала силу. Еще немного, и Молдавская ГРЭС обеспечивала не только всю нашу республику, но еще и территории соседних. А газопровод! Сегодня столько разговоров о газе. Но никто не задумывается о том, чтобы помочь оплатить коммунальные услуги тем, кто этот газопровод строил. Неужели в правительстве не понимают, что все, чем сегодня пользуется страна, закладывало наше поколение?! А нас будто выбросили за борт. Я не о себе говорю, обо всех, кто строил, кто поднимал эту страну!
 
Нина Васильевна в свое время радовалась тому, что живет в столице. Это давало возможность не пропускать спектакли в театрах, гастроли артистов. В села, конечно, тоже артисты приезжали, но событий было поменьше, чем в столице.
 
В 1960-м в Кишиневе открылись Республиканский телевизионный центр, Дом радиовещания и звукозаписи. В том же году вышли в свет статьи Нины Васильевны о начале работы новой 1-й городской клинической больницы и об открывшемся НИИ онкологии. В 1962-м она побывала на I-ом Съезде кинематографистов МССР.
 
В 1963-м редакция поручила Нине Васильевне написать о сдаче в эксплуатацию новых корпусов и цеха обувной фабрики «Зориле». В том же году были репортажи с открытия Кишиневского хладокомбината, консервного завода, совхоз-училища виноделия в Гратиештах (так под раньше назывались Ставчены). Через год, в 1964-м, перерезают красную ленту перед входом в новые корпуса завода холодильников. Тогда же открывается Республиканский литературный музей.
 
- Помню, такие бурные были года. Представьте, в центре Кишинева в 1964-м году вырастает Дом правительства, огромный такой. А в 1967-м наша редакция переселяется в только что построенный Дом печати. Это в то время было современнейшее уникальное здание. К нам со всего Союза приезжали на экскурсии, из-за границы гости прибывали опыт изучать.
 
В 1965-м открылся кинотеатр «Москова» («Мы туда чуть ли не каждую неделю бегали»). Позже стали появляться и другие кинотеатры – «Искра», «Шипка». К сожалению, все эти кинотеатры не пережили испытаний нового времени. 
 
В 1967-м грянул первый фестиваль «Мэрцишор». Тогда это было… как если бы у нас в Кишиневе «Оскар» вручали. «Мэрцишор» сегодня еще живет, но все чаще его называют пережитком советского времени. Хотя именно формат этого традиционного для Молдовы фестиваля наиболее соответствует сути положений европейских конвенций о дружбе народов.
 
…Долго моя собеседница еще рассказывала о разных событиях, об открытии техникумов и НИИ, Политехнического института в 1964-м, о выездах на маевки, рождении дочери, моде тех годов… Мы даже вспомнили песни, что пела тогда вся республика. Песни эти были на разных языках, и молдавские, и украинские, и русские, и болгарские – все те песни, что пелись тогда в городах и селах Молдавии, на концертах и за столами.
 
Я прониклась тем временем. И мне, которой в те годы еще не было на свете, стало жутко больно за старшее забытое, брошенное поколение, за вычеркнутые из учебников истории годы созидания, за целую республику, которую в те времена называли «цветущей».
Инга Краснова

Комментарии (2) Добавить комментарии

  • x

    Я всегда был горд за нашу Молдову. И так хочется, чтобы она опять стала цветущим краем. Меньше нам надо политики, а больше работать. А то сейчас вместо настоящей работы, многие занимаются "полосканием грязного белья истории".

  • x

    "Нашей редакции понадарили баночки с разными вкусностями, ящики с помидорами Мы потом целый пир устроили с коллегами." - ?Вот она психология "несунов"