Разговор на кухне
07.04.2010
Дедки
Василий и Андрей – соседи. Называют их уже давно «дедами». Так и обращаются: «дед Андрей», «дед Василий». Возраста они почти одинакового – 75 и 74 года. И интересы совпадают: на грядках повозиться, с внуками и правнуками поиграть-поговорить, детям совет дать… Жен уже оба схоронили, и часто - дети и внуки живут своими домами - остаются дедки одни. Тогда любят на кухне чаи гонять под тихий разговор.
Обсуждают соседи, как правило, одни и те же темы: народные средства борьбы с разными недугами, НЛО, виденное кем-то в Сибири, новое постановление об отмене льгот на проезд в транспорте, политические коллизии… Есть, о чем поговорить. Старики всегда старательно смотрят все передачи по телевизору, читают газеты, а в очередях райсобесов вызнают последние «народные» новости.
В этот день дед Андрей пришел к соседу с куличом – Пасху отметить, как полагается. Выпили по стакану вина. И слово за слово, начали вспоминать то время, когда им было по 20 лет. Как избирательна память! Дед Василий забыл, что делал вчера, а помнит даты и факты, прошедшие через его жизнь пятьдесят пять лет назад. И поэтому, когда дед Андрей спросил друга, где тот был в 1956-м, Василий рассказал, будто доклад в Доме культуры читал.
- В Дрокии. Мы там сахарный завод поднимали. Он как раз в 1956-м и открылся. Сейчас, говорят, он в частных руках, но почти не работает. А потом переехал в Дондюшаны, там заканчивалось строительство другого сахарного завода. Я учеником у механика тогда был.
- А я тогда тоже на «сладком заводе» работал, - очищая от крашеной кожуры яйцо, вторил другу дед Андрей, - на «Букурии». Она открылась еще в 1950-м. Знаешь, как после войны конфет хотелось и хлеба вкусного. Мы на Кишиневский хлебозавод бегали часто, свежие булки покупали. Этот завод постоянно расширялся, новые линии ставили, и хлеб был один другого вкуснее. Помнишь, «кирпич» с хрустящей корочкой.
- Так он и сегодня есть, хлебозавод же во «Франзелуцу» преобразовался. Но этот «кирпич» почти четыре лея стоит…
Дедки выпили еще по стакану домашнего вина (сын деда Андрея привез), начали вспоминать своих друзей, сослуживцев. Кто где работал, кто что строил. Выяснили, что в Бендерах на первом в Советской Молдавии комбинате стали выпускать шелковые ткани в 1957-м, в 1958-м заработал Флорештский стекольный завод. И в том же году еще три гиганта начали давать продукцию: Кишиневский комбинат искусственных кож и резинотехнических изделий им. Калинина, «Микропровод» и «Виброприбор».
Студотряды
Кулич дед Андрей накануне освятил в церкви. Так положено. Друзья отрезали куски кулича и ели, подставляя руку, чтобы не крошить на стол. Старикам вдруг почудилось, что они молоды, и вовсе не на кухне, а под навесом в поле, куда отправляли их работать каждую осень, а иногда и весной, когда они были еще студентами.
- У нас преподаватель под кустом как-то уснул, - смеется дед Василий, и лицо его, как карта автомобильных дорог, покрывается сетью паутинок-морщинок, - мы у него журнал учета умыкнули и разрисовали рожами всякими, потом подсунули обратно. Он потом всю ночь новый журнал составлял.
Дедкам было, где работать в свои 20 с хвостиком. Это сейчас сельское хозяйство на ладан дышит – об этом друзья тоже не раз вздыхали. А тогда работы – непочатый край. Весело было. Правда, иногда загоняли в сельский клуб на лекции. Но потом-то танцы были.
На этих лекциях студенты дремали. Ну, кому было тогда интересно, что с 1954-го и 1958-й в Молдове было посажено садов и виноградников на площади 168 тыс. гектаров, что в 4 раза больше, чем за предыдущие пять лет. Или о том, что в 1960-м около 378 тыс. гектаров было под садами и виноградниками. А вот Ира из параллельной группы… пригласить ее на танец или нет… И обойдет ли родная студенческая группа другую в сборе урожая винограда. Если обойдет, значит, обеспечена поездка на ВДНХ МССР, которая открывалась 6 июля 1956 года. А там… мороженое, музыка, городские девушки, рядом – озеро, где можно прокатиться на лодке. Да и сама выставка с диковинными гигантскими тыквами и огромной кукурузой, новейшими тракторами - есть, в общем, что посмотреть.
Дед Андрей вспоминал, как студентом ухаживал в каком-то селе, когда отправили на сбор яблок, за местной фельдшерицей.
- Весело тогда было. Дом культуры построили. В село свет провели. Строительная бригада один за другим дома сдавала. И моей фельдшерице квартирку выделили. Я ей помогал обставлять.
Проспал, наверное, в новом Доме культуры Андрей тогда лекцию, мечтая о фельдшерице. И наверняка прослушал, что с 1951-го по 1958-й в Молдове было построено домов общей площадью 6 млн. квадратных метров. Так много сегодня уже не строят, хотя квартиры стали больше по метражу.
В тот период в селах выросло более 103 тыс. новых домов. И почти все были подключены к электросетям.
Молодая возлюбленная Андрея приехала в село работать в новый медпункт или больницу: тогда по всей республике (1958 год) насчитывалось по 66 больничных коек на каждые 10 тысяч человек, и на это же количество – по 50 медработников и 13 врачей.
В санатории друзья стали ездить позже, когда возраст уже начал давать о себе знать. А тогда об этом и не думалось. Родители подлечивались в местных профилакториях, отстроенных в самых красивых уголках Молдавии. Только в 1959-м по льготным путевкам в молдавских санаториях отдохнули 9,6 тыс. человек. Сюда, в республику, приезжали со всего СССР, - погреться под теплым молдавским солнышком, поесть фруктов, выпить легкого винца, поэтому санатории и дома отдыха росли, как грибы.
- Помнишь, Дом отдыха в Иванче? - спросил дед Андрей. – Туда москвичи приезжали, минчане. Там, помню, рояль был в актовом зале. Я там как-то тоже отдыхал. Кормили, как в ресторане! А недавно с сыном на природу ездили. Так от того Дома отдыха одни фундаменты остались. А рядом была база отдыха «Лесная». Так от нее вообще ничего не осталось. Вот так… Строили, строили. И кому нужно было ломать все?!
Великий театрал
Откуда у деда Андрея такая тяга к театру? Родители особенного интереса к этому виду искусства не проявляли. А сын места себе не находил, пока не побывает на выступлении заезжих или местных артистов. Как он радовался, когда удалось послушать премьеру первой молдавской оперы «Грозован» Д.Гершфельда в 1956-м.
Когда в 1957-м открыли Театр оперы и балета, Андрей стал его завсегдатаем. Умудрялся он и в Бельцкий музыкально-драматический театр ездить, открытый в том же 1957-м. Частенько видели Андрея и на спектаклях молодежного театра «Лучафэрул», который был создан в 1960-м.
Василий – тот больше кино любил. И во время одной из кухонных посиделок рассказал другу, как в январе 1957-го была создана киностудия «Молдова-филм». До этого действовала кишиневская хроникально-документальная студия. И одной из первых художественных картин новой киностудии была «Атаман Кодр», которую так любил пересматривать Василий.
Любил Василий и разные «открытия» и торжественные собрания. Как, например, открытие Аллеи молдавских классиков в парке в 1958-м. Или открытие памятников, которые появлялись ежегодно. Поэтому каждый раз после разговоров о сносе того или иного монумента он приходил к соседу Андрею со слезами на глазах. Ведь помнит, как устанавливали, как говорил речь, волнуясь, скульптор, как много личного было связано у горожан с тем или иным памятником.
Василий и Андрей не были знакомы в те годы, когда оба бегали на ВДНХ. И там рассматривали достижения сразу нескольких, открытых до 1960-го года, научно-исследовательских институтов. Это и НИИ орошаемого земледелия и овощеводства, и пищевой промышленности, и полевых культур, и садоводства, виноградарства и виноделия. Все эти институты стали основой развития молдавской науки, которая в те годы процветала. И когда сегодня на рынке продают те или иные сорта помидоров или кукурузы, выращенные здесь, в Молдове, можно не сомневаться, - почти все сорта выведены в этих НИИ очень давно.
…На улице стемнело. Дед Андрей засобирался домой. Друг подарил ему несколько крашеных яиц – так положено. Традиции. Дед Василий вдруг заметил: «Традиции… Но ведь традиции у нас, в Молдавии, всегда были созидательные. А сейчас – новые традиции. Разрушительные!».
Дед Андрей не хотел, чтобы в праздник Василий оставался расстроенным: «Слушай, а ведь то, что сегодня мы едим и пьем, надеваем на себя, даже электричество, - ведь все производится на построенных нами заводах, фабриках, ГЭС! Смотри, сколько мы хорошего сделали! Приходи завтра ты ко мне. У меня холодец вкусный. Внучка приготовила…».
Инга Краснова
Я родилась и выросла в Кишиневе,но периодически летом гостила у бабушки в селе. Так что видела какая жизнь в городе и селе, поэтому могу сказать, что наша Молдова была цветущим краем. Дома были разные и в селе и в городе, но все строилось и обновлялось.Но самое главное люди были добреее и не было национализма. Люди уважали друг друга и помогали. Времена были действительно светлые. А работали люди на совесть,вон дома построенные в 50-е и 60-е годы будут стоять еще 50 лет. А лодыри были и будут, и больше всего именно они будут чернить все то, чего они не строили.
bravo vasie deacord 100
В тот период в селах выросло более 103 тыс. новых домов-trebuia de scri şi faptul că aceste case au fost construite din lut şi că durata lor de exploatare era şi este de cîteva zeci de ani. Am fost născut în acea perioadă şi cunosc din plin "binele" acestei perioade. Toţi se făceau că lucrau, ear economiea era bazată numai pe cantitate şi volum. Dar desigur pentu acei ce spun că era bine- da era bine că erau tineri şi voinici, ear acuma sunt în vîrstă şi neputincioşi şi poate şi copii lor nu le mai acordă ajutor. Ear bătrîneţea este cunoscut -nimeni nu şi-o doreşte , fiecare ar dori să fie tînăr.