Персона

Михаил Мунтян: «Искусство – вечно, политика – сиюминутна»

18.12.2012
{Михаил Мунтян: «Искусство – вечно, политика – сиюминутна»} Молдавские Ведомости
 
– Михаил Иванович, на ваш взгляд, чем вы заслужили столь почетное и ответственное звание?
 
– Для меня эта новость стала полной неожиданностью. Видимо, заслужил ее тем, что 40 лет служу отечественному искусству, все время живя и работая в Молдове. Почему не уехал? Это как в любви – не объяснить. Куда бы я ни совершал поездки, всегда хотелось возвратиться домой. Это прозвучит высокопарно, но я кое-что сделал, чтобы люди приобщились к прекрасному и очищающему. 
 
– Какие из многочисленных ваших наград вам особо памятны?
 
Знаменательным для меня стало появление моего имени в 2000 году в мировой энциклопедии «Кто есть кто» (Who is who) и звание «Человек столетия». Я лауреат Госпремии, кавалер Ордена Республики, медали Святого Штефана чел Маре. Дорога мне медаль Верди – за концерты на родине композитора в Буссето и Парме. Но я никогда не чувствовал «тяжести» этих наград. Просто работал, не требуя ничего взамен. Самое главное – это блестящие глаза, которые смотрят на нас из зрительного зала. Для меня самое ценное – зрительские аплодисменты.
 
– Из некогда большого отряда народных артистов СССР в РМ остались только трое: вы, Владимир Курбет и Евгений Дога. Какие мысли это вызывает?
 
– В декабре прошлого года в Москву пригласили всех народных артистов СССР. Оказалось, что за всю историю Союза народных артистов СССР было 1006. В живых оставалось 234. За этот год в одной только Молдове ушли из жизни Вероника Гарштя и Мария Биешу.
 
Для меня быть народным артистом СССР – большая честь и признание моего труда.
 
– Вас не удивляет, что дождь наград в последнее время пролился на малоизвестных деятелей искусства?
 
– Награды превратились в игрушки, в разменную монету. Вы поучаствовали в концертах какой-то партии и можете стать заслуженным артистом. В мои более молодые годы, чтобы получить это высокое звание, нужно было не менее 15 лет проработать в театре. Сейчас его получают студентка 3 курса и человек, проработавший в театре пару лет... Это неплохо для молодежи. Но и опасно, так как может привести к остановке в творческом росте.
 
Я пел все ведущие партии. Это огромная ответственность, потрачено много нервов и здоровья. А кто-то спел какие-то песни на съезде партии – и получил народного артиста.
 
Чего греха таить? Многие меня просят, чтобы я похлопотал, чтобы им что-то дали. Это кошмар. Оценивать должен народ.
 
– В России крупные театры живут на президентские гранты. У нас, судя по всему, такое фатально невозможно?
 
– Вот возьмите оркестранта. Он сидит в яме. Получает самое большее – 1800 леев. Скажите, вы вашего ребенка будете учить музыке: 12 лет в музшколе, потом 5 лет в консерватории на духовом инструменте или скрипке, чтобы затем он играл в оркестровой яме за эти 1800 леев?
 
Да в жизни родители этого не сделают! В лучшем случае пусть пойдет в профессиональное училище или получит любую другую специальность. И это уже происходит. Таким образом со временем у нас могут исчезнуть симфонические оркестры.
 
В Молдове до сих пор не принят закон о спонсорстве. Находясь в США, в «Метрополитен опера», я видел в программке спектакля список спонсоров, которые выделили на постановку от 1тыс. до 250 тыс. долларов. Эти меценаты готовы давать средства на искусство, при этом деньги не облагаются налогом. У нас же любой спонсор должен заплатить налог с той суммы, которую он даст. Это называется душить то, что хочет родиться.
 
22 года мы живем с протянутой рукой. Чтобы сделать юбилей именитому артисту, обязательно нужно походить с шляпой по кругу, чтоб тебе кидали деньги. Это позор. А когда концерт делает сомнительный персонаж, умеющий хорошо петь только на кухне, и кто-то ему оплачивает зал, – это губительно для публики. Снижается планка искусства.
 
Власть у нас очень занята. Им некогда ходить на оперу, балет, симфонические концерты. Я не видел, чтобы руководители страны отсидели на концерте от и до. Между тем искусство поддерживаемо государством только тогда, когда государство любит его и ценит людей искусства. А у нас в предвыборную кампанию многие партии обещали зарплаты чуть ли не по 500 долларов. Однако с 2009 года зарплата в нашем театре была урезана на 35%.
 
Я живу на улице Йорга, где установлен бюст Николая Йорги. Там написано: «Народ без знамени искусства превращается в толпу». Мы забыли о культуре. Без культуры не может быть ни хорошего учителя, ни хорошего врача, ни хорошего государственного деятеля. И при этом не может нормально развиваться экономика. И вообще, искусство – вечно, политика – сиюминутна.
 
– Есть расхожее мнение, что истинный художник должен быть худым и голодным.
 
– Не соглашусь. Худой, бедный, голодный – это злой человек. Великий Федор Шаляпин говорил: «Даром поют только птицы». Если вы хотите, чтобы артист выходил на сцену и ласкал ваши души, он должен прилично питаться и одеваться. Артисты люди заметные, на виду. Когда я иду по улице, то слышу: «Смотрите, кто идет» или «Добрый день, господин Мунтян». Если на мне будет шапка набекрень или в одежде беспорядок, – осудят. Об артисте должны думать и говорить только хорошее. Если государство о творческих людях не заботится, и они голодают, тогда высокого искусства не получится.
 
– А правда, что вы должны были стать химиком? Может, из вас получился бы второй Менделеев?
 
– Думаю, не стал был. Моя мама умерла, когда я был совсем маленьким. А мачеха все время твердила: «Не дай Бог тебе стать артистом». Потому что я пел в самодеятельности, был лауреатом фестивалей. Мой друг Виктор Исак поступал в университет на химический факультет, и я потянулся за ним. Но вовремя вернулся к музыке. Потому что очень любил ее.
 
И потом, я верю в судьбу. Она была рядом, толкала в спину. А тот друг стал ученым, деканом химфака. Студенты сейчас учатся по его учебникам.
 
– Если бы вас сделали министром культуры, что бы вы в первую очередь предприняли?
 
– Нам не нужно Минкультуры, в котором просто сидят в кабинетах, дают какие-то «ценные указания», а в это время в Театре оперы и балета – огромные проблемы. Почему бы не провести съезд работников культуры – театров, музеев, художественных галерей? За пару лет я изменил бы концепцию, стал бы приобщать к культуре молодежь. Потому что без развития культуры не может быть государства.
 
– Михаил Иванович, какую из арий вы споете под бой курантов за новогодним столом?
 
Знаменитую заздравную из «Травиаты» Верди. И мне есть еще чему радоваться, ведь наступающий 2013 год юбилейный для меня.
 
Фото автора
Олег Дашевский

Комментарии (6) Добавить комментарии

  • x

    Михаил Мунтян - последний могикан великой советской культуры. Это повыше композитора всех времен и политических классов Евгения Доги. Это человек правды, долга и чести. На таких держится культура, как проявление морально-этической доблести человека, его божественного начала. На спектаклях и концертах такого певца политики ходить не будут - ибо поймут, что они значат в сравнении с ним. Не грустите, маэстро. Народ Вас любит, почитает, помнит, следует за Вами. Мечтаю увидеть и послушать Вас а Борисе Годунове, дабы спеть нынешним политикам о возможной роли народа в их судьбе. С наступающим славным 70-летием. Виват

  • x

    Я живу на улице Йорга, где установлен бюст Николая Йорги. Там написано: Народ без знамени искусства превращается в толпу. Мы забыли о культуре. Без культуры не может быть ни хорошего учителя, ни хорошего врача, ни хорошего государственного деятеля.Ранее улица носила название Жуковского. На рубеже XVIII и XIX веков русский поэт Жуковский сформулировал свой гуманистический жизненный принцип, которому не изменил никогда: "Каждый день доброму делу, мысли или чувству". Наверное по этому же принципу живет и творит Михаил Иванович. Михаилу Ивановичу - здоровья, долголетия и успехов в творчестве, а также здоровья семье, детям и внукам.

  • x

    Молдове есть чем гордиться. Прекрасный певец, интеллектуал и хороший Человек. Спасибо огромное Вам д-нул М. Мунтеану.

  • x

    МАЭСТРО,КОТОРЫЙ ДОСТОЙНО,ВО ВСЕ ВРЕМЕНА,СЛУЖИТ ИСКУССТВУ И СВОЕЙ РОДИНЕ ПРИМИТЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ

  • x

    Редкий случай, когда человек понимает: хорошо там, где есть мы, а не наоборот. Мог бы пристроиться где-нибудь в Америке, тем более. что там у него живет сын. Но предпочел трудиться на благо родины. Если б уехал, это бы, наверное, все почуствовали.

  • x

    Михаилу Мунтяну скоро 70 лет, но выглядить бойко, рассуждает здраво и логически безупречно. Мудрый человек, у которого болит душа за происходящее в нашей стране.